Живопись и наука эпохи Возрождения — основные этапы и их представители

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм. Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм противопоставлялся теоцентризму средневековья. Центром эпохи возрождения была Италия.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Эпохи возрождения

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов:

  • проторенессанс, конец XIII — XIV век;
  • раннее возрождение — XV век;
  • высокое возрождение — конец XV, первое десятилетие XVI века;
  • и позднее возрождение — середина и вторая половина XVI века.

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании полотен традиционной религиозной тематики, они стали использовать новые художественные приемы. Построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин проторенессанс.

Джотто

Джотто — художник и архитектор эпохи ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует назвать фрески верхней церкви Сан Франческа в Ассизе. Они создавались между 1290 и 1299 годом. Но так, как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Несколько позже, около 1310 года расписывалась нижняя церковь. Там также принимал участие Джотто.

В период с 1304 по 1306 год Джотто создал свое самое главное произведение — роспись капеллы Скровеньи или другое название капелла Дель арена в Падуе. Расположенные в три яруса росписи, рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуации, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Расцвет живописи эпохи Возрождения пришелся на первую четверть XVI века. Этот период называется высокое возрождение. Главной темой живописи эпохи возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появление изображения обнаженных натур, а также появление и распространение светских жанров, пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Леонардо да Винчи

Величайшим гением возрождения был Леонардо да Винчи. Он жил в 1452 по 1519 год. Знаток анатомии и физики. Конструктор и архитектор. Скульптор и художник. Музыкант и литератор. Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он оставил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта.

Среди художественных произведений Леонардо наибольшую известность приобрел портрет Моны Лизы или Джоконды. Портрет Джоконды является одним из наилучших образцов портретного жанра эпохи высокого возрождения. Искусствовед Борис Випер отмечает, что в лице Джоконды видны следы моды той эпохи. У нее выбриты брови и волосы на верхушке лба, но при этом своей позой и одеждой она всецело принадлежит к эпохе классической.

Также получил известность витрувианский человек, рисунок сделанный Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений сохранилось несколько грандиозных фресок Леонардо. Изображение «Тайной вечере» украсило стену одного из миланских монастырей. Евангельская легенда гласит: незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах, только Иисус спокоен и печален.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти младший современник Леонардо — художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 квадратных метров художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизма. Основной раздел цикла составляют 9 сцен из книги бытия, первой книги Библии.

Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений — создание Богом земли и небес. Второй — создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая. Третье — это страдание, выпавшее на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд».

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти — великий итальянский художник и архитектор эпохи высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу Папы расписывал в Ватикане покои Папы и залы для торжественного приема. Проектировал римский собор святого Петра. Занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы.

Сикстинская Мадонна была написана Рафаэлем в 1512 — 1513 году для алтаря церкви, монастыря святого Сикста в Пьяченце. Картина была создана по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию и присвоения Пьяченце статуса папской области. На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении Папы Сикста II и святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции.

Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов.

Северное возрождение и его представители

Северное возрождение — это термин, использующийся для описания эпохи возрождения в северной Европе или, более обобщенно, по всей Европе за пределами Италии. В искусстве северного возрождения ведущая роль принадлежит живописи, но в отличие от Италии, живопись северного возрождения долго сохраняла традиции готического искусства. Меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека.

Среди выдающихся немецких живописцев северного Возрождения Лукас Кранах старший, который написал известный портрет Мартина Лютера. Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер. Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии апокалипсис. Также эпоха возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции.

Развитие точных наук

Великие географические открытия раздвинули границы земли. Доказали гипотезу о ее шарообразной форме. Дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовало развитие точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии. Великий польский астроном Николай Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришёл к выводу, земля вращается вокруг солнца и вокруг собственной оси.

Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю — геоцентрическую. Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователь Коперника, Джордано Бруно, был по решению суда инквизиции сожжен на костре. Та же учесть чуть не постигла Галилео Галилея. Однако, суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал законы движения планет по орбитам. Каждая планета солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится солнце, и каждая планета солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии. А благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии, Уильяма Гарвея, основоположника биологии и физиологии, Мигеля Сервета, а также деятельности известного врача Парацельса, вперёд шагнули медицина и анатомия. Не случайно рубеж XVI — XVIII веков называют началом естественнонаучной революции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий