Реформация и крестьянская война в Германии — краткий конспект

Реформация XVI века — это ключевой этап в истории Европы. Реформация — это движение за обновление католической церкви и пересмотр религиозных догм. Это движение привело к появлению новых конфессиональных течений и к потере католической церковью монополии.

Реформация и крестьянская война в Германии

Предпосылки к реформации

Важнейшими предпосылками реформации были, прежде всего:

  • распространения философии гуманизма, провозгласивший человека хозяином своей судьбы и связанная с ней обмирщение сознания;
  • также к предпосылкам следует отнести распространение новых религиозных учений — ереси, с точки зрения официальной церкви, в которых основной акцент делался на внутреннее стремление человека к богу, а не на религиозные обряды;
  • также к предпосылкам реформации можно отнести распространение книгопечатания и подъем образования.

К причинам реформации следует отнести:

  • во-первых, богатство церкви и вызывающее поведение священников. Нередко их критиковали за чревоугодие, корыстолюбие и невежество. Такое поведение вызывало недовольство всех социальных слоев;
  • также стремление светских властей подчинить себе церковь на своих территориях и секуляризировать церковные земли;
  • недовольство бюргерства и крестьянства церковной десятиной и другими церковными поборами тоже является одной из причин реформации;
  • ну и, наконец, следует назвать продажу индульгенций.

Начало реформации

Реформация началась в Германии. В XV-XVI веках Германия представляла собой конгломерат земель: курфюршество, герцогство, маркграфство и так далее, которые управлялись фактически независимыми князьями. Власть императора над ними была весьма условна. Хотя имперская корона и оставалась у дома Габсбургов, но ее судьбу решали курфюрсты, поскольку они имели право выбирать императора. Также часть германских земель принадлежала церкви и управлялась независимыми духовными князьями.

Короли Англии и Франции, которые управляли централизованными монархическими государствами, укрепляли свою власть и боролись со стремлениями Папы Римского к верховенству над светскими властями. Германия же, составлявшая большую часть священной Римской империи, продолжала отправлять в Рим большие деньги, что вызывало недовольство, как горожан и крестьян, так и части князей.

Мартин Лютер

Лидером реформации стал Мартин Лютер, католический священник и преподаватель теологии в Виттенбергском университете. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Мартин Лютер утверждал, что покупка индульгенции освобождает лишь от наказания, наложенного церковью, а искупление греха возможно только покаянием и добрыми делами. Священники, злоупотребляющие продажей индульгенцией и богатство церкви, по мнению Лютера, подрывает не только авторитет самой церкви, но и авторитет Папы Римского.

Следует отметить, что Мартин Лютер критиковал не столько Папу Римского, хотя и отмечал недопустимость его богатства, вызывающее недовольство паствы. Он критиковал скорее священников, злоупотребляющих своей властью.

Давайте прочтем несколько отрывков из этого произведения: «Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством Папских индульгенций, человек избавляется от всякого наказания и спасается. Если кому-нибудь может быть дано полное прощение всех наказаний, то несомненно, что она дается наиправеднейшим, то есть немногим.

Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенции, даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенцию, не получит Папского прощения, но гнев Божий навлечет на себя.

Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

Должно учить христиан: покупка индульгенции — дело добровольное, а не принудительные.

Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучше сжечь дотла храм святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец».

Тезисы Мартина Лютера были признаны в то время ересью, и в 1520 году Папа издал буллу об отречении священника от церкви. Но он сжёг это папское послание на глазах у своих студентов. Вступив в полемику с Папой Римским, Мартин Лютер издал несколько сочинений, в которых изложил свои взгляды на религию и церковь. У него появилось много последователей среди немецкого бюргерства и дворянства, поскольку его учение отвечало их утилитарным интересам. Речь идет о желании бюргерства освободиться от церковных поборов и желание князей секуляризировать церковные земли и укрепить собственную власть.

Главная идея учения Мартина Лютера

Главная идея учения Мартина Лютера заключалась в том, что человек спасается только верой в Бога и не нуждается при этом в посредничестве церкви.

Спасение только верой — вот ключевой тезис его учения.

Католическая же церковь утверждала, что человек может получить прощение только при помощи церкви. Мартин Лютер считал, что церковь не должна быть богатой, и поэтому поддерживал идею секуляризации церковных земель. Из семи христианских таинств он предлагал оставить только два: крещение и причастие, поскольку только они упоминаются в Библии, а остальные пять он считал изобретением католической церкви.

Мартин Лютер выступал за перевод Библии с латыни, на которой не говорила паства на национальные языки. Это давало возможность верующим самостоятельно изучать Библию, при этом на священников возлагалась задача помощи в чтении Библии. На национальных языках должно было идти и богослужение. Пышность церковных обрядов, почитание икон, святых и мощей Мартин Лютер объявил идолопоклонством.

Преследования Мартина Лютера

В 1521 году император священной Римской империи Карл V вызвал Мартина Лютера на Вормсский рейхстаг. Туда же прибыли и посланники Папы Римского, которые требовали от Лютера отречения от его еретических взглядов. Но Лютера поддержала группа северо-германских князей, которая желала разрыва с Римом и укрепления собственной власти.

По легенде Мартин Лютер заявил: «Я на том стою и не могу иначе».

Над ним нависла реальная угроза ареста, но его спасли северо-германские князья, которые спрятали священника в одной из крепостей саксонского курфюрста Фридриха. Таковы были ключевые положения религиозного учения Мартина Лютера. Основанная на его учении церковь получила название лютеранская.

Последователи Мартина Лютера

Между тем последователи Мартина Лютера перешли к действию. В Саксонии и некоторых других немецких княжествах католическую мессу заменили проповедью. Из церквей выбрасывали иконы, таким образом, было уничтожено множество предметов средневекового искусства. В борьбу постепенно вовлекались крестьянства, бюргерства и разорившиеся рыцарства.

Появилось и желание политической реформации. Тяжелое социально-экономическое положение немецкого крестьянства обусловило столь быстрое распространение в его среде учений о справедливом политическом переустройстве. Зарождение капиталистических отношений в деревне привели к захвату дворянством христианских общинных земель, а также к увеличению налогов и к разорению и закрепощению части германского крестьянства.

Крестьянские восстания в Германии

Летом 1524 года на юге Германии вспыхнули крестьянские восстания. Идейно это движение возглавил священник Томас Мюнцер. Он призывал не только к реформации церкви, но и к установлению царства Божьего на земле. Восставшие составили программу, которая вошла в историографию под названием «12 статей». В этом документе крестьяне требовали права избирать священника и смещать его с должности. Также они считали, что десятина должна тратится только на содержание священника и его семьи и на помощь бедным членам общины. Также крестьяне требовали личной свободы и права пользоваться лесами, ловить дичь, рыбу и зверей. Леса и пашни должны были быть возвращены в общинное пользование.

Крестьяне требовали установления оброка и барщины по справедливости и отмены всех дополнительных поборов, в частности, отмены штрафов. Особой статьей они требовали отмены, так называемого, посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило, добавлялся и побор за право пользования наследством.

Постепенно восстание переместилась с юго-запада в центральные земли Германии. Наиболее организованным оно было в Тюрингии. Горожане и разорившееся рыцарства, примкнувшие к крестьянам, составили свою программу. Это, так называемая, Гейльброннская программа. Она ограничивала власть князей, и предусматривала централизацию страны.

Согласно этому документу в стране должны были быть созданы единые органы управления, подчиненные императору. Власть духовенства была ограничена и церковь лишалась собственности. Также документ предусматривал отмену внутренних таможен и введение единой денежной системы, и единой системы мер и весов. Программа практически не учитывала интересы крестьянства, в частности, указывалось, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей путем выкупа феода в 20 кратном размере. Несмотря на то, что эта программа могла стать базой для объединения немецкого общества, крестьяне так и не смогли созвать съезд, чтобы обсудить ее. Хорошо вооруженные армии князей довольно быстро разбили разрозненные отряды крестьян. К концу 1525 года восстание было полностью подавлено.

Появление протестантизма

После окончания крестьянской войны часть германских князей продолжила секуляризацию церковных земель. Некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих прежних духовных княжеств. Так, например, поступил великий магистр Тевтонского ордена, который в 1525 году принял титул герцога Прусского. Другая часть князей, напуганная крестьянской войной и видевшая ее причины в реформации, осталась верной католицизму.

Император Карл V, отстаивая интересы католической церкви, в 1529 году созвал рейхстаг, на котором потребовал от князей прекратить секуляризацию церковных земель. Князья, сторонники учения Мартина Лютера, заявили протест. Так появилось слово протестантизм, обозначающее одно из направлений в христианстве. Основные положения лютеранства были изложены в документе под названием «Апология Аугсбургского вероисповедания».

Противостояние князей протестантов и князей католиков

Противостояние князей протестантов и князей католиков, которых поддерживал император, вылилось в две войны. Это так называемые Шмалькальденские войны. Но боевые действия не привели к перевесу ни одной из сторон и в 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император признал право князей самостоятельно решать, какой будет религия в их государстве. Таким образом, восторжествовал принцип: чья земля, того и вера. Подданные же должны были исповедовать ту религию, к которой принадлежал их князь.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые центральные княжества, приняли лютеранство. Юг остался католическим. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии. Постепенно в XVI веке лютеранство распространилось в Европе. Оно стало официальной религией в Дании, Норвегии, Финляндии и прибалтийских землях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий