XVII и XIV века в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название периоду дала столица государства в это время, соответственно, город Эдо, современный Токио. XVII — XIV века — это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава. В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна. Сёгун — это военный и политический лидер страны, ее фактически руководитель. Надо отметить, что при сёгунах сохранялся и титул императора. Однако императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.
Самураи
Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы.
Классовая система этого времени называлась Сину Косё и представляла собой четыре основных сословия:
- это сословия самураев;
- крестьян;
- ремесленников;
- купцов.
Для каждого из этих сословий четко определялись их положение, их возможности. Каждая часть жизни японца этого периода была четко прописано законодательством.
Ведущим сословием было, естественно, сословие самураев, то есть воинов. Самураи обладали огромным количеством привилегий. Собственно говоря, показателем этого является то, что только они имели возможность носить с собой везде в мирное время два меча, длинный и короткий. Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. На деле действительно так.
Если кто-то из представителей низших сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то самурай имел право тут же, на месте, казнить провинившегося. Самураи составляли десятую часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Грозную тем более, что вскоре заканчиваются кровопролитные войны внутри Японии, самураям оказывается нечего делать.
Самураи — воины, к мирной жизни они не приспособлены, они просто не умеют ничего делать мирного. Всвязи с этим для самураев встал вопрос, как им переквалифицироваться, как им найти свое место в новой ситуации. Часть самураев пошла по пути ронинов, то есть фактически они становились наёмниками. Другие открывали школы боевых искусств, и становились мастерами новых фехтовальных, в том числе, стилей. Наконец, часть самураев переквалифицировалась в чиновников, которых самураи до этого презирали и, даже, местами боролись с ними. Наконец, часть самураев пыталась перевернуть ход развития государства в том плане, чтобы вновь вернулись времена бесконечных столкновений внутри страны. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.
Положение ремесленников, купцов и крестьян
Положение купцов и ремесленников было еще более худшим. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо влиятельным князьям. И в таких городах самоуправство чиновников и самураев не имело никаких ограничений. Собственно, больших сёгунских городов, где положение купцов, ремесленников было более-менее сносным было не так много. Можно перечислить такие города, как Осако, Хокато, Киото, ряд других.
Еще хуже было положение крестьянства.
Приписывают слова Иэясо Токугави, говорил он: «Крестьянин, как кунжутное семя, чем больше жмешь, тем больше выжимаешь».
Его сподвижники выражали мысль, что самое лучшее обращение с крестьянином таково: надо из крестьянина выбивать все, что он может дать, кроме еды ему самому на год. Крестьяне не имели никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы, самураи обращались с ними, как им заблагорассудится.
Отношение японцев к европейцам
Как и другим народам тихоокеанского региона в XVII — XIV веках японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Изначально первый сёгун Иэясу Токугава относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории Японских островов. Однако, чем дальше, тем сильнее ухудшались отношения между японцами и европейцами. Причиной этого является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, зачастую имели именно христианский характер. Причем неважно были это крестьянские выступления или выступление феодалов, знати.
Со временем, а именно в 1612 году выходит указ, который запрещает поданным Токугава принимать христианство. Более того сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начнутся репрессии против христиан на островах, а торговля с западными державами начнет резко сворачиваться. В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Более того, тем японцам, которые находились до издания указа за пределами страны, было запрещено возвращение.
Запрет на въезд в Японию иностранцам
Наконец, во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территориях Японии.
Страна была полностью отгорожена от возможности контактов с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла достаточно успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими направлениями религиозными в стране были буддизм и синтоизм. А с другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые привнесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки закрытия Японии.
Однако, в любом случае для нас важно то, что Япония смогла выйти из периода XVII — XIV веков страной со своей традицией, со своей культурой и со своим видением внешней политики.
Особую популярность в Японии времен Токугава будут иметь те религиозные направления, учения, которые будут поддерживать власть сёгуна, соответственно. Так известно было учение Чжу Си. Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций и так далее. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и говорилось, что именно их путь есть наиболее верный во всем мире.
Конец правления династии Токугава
Династия Токугава будет держаться достаточно долго. Фактически 250 с лишним лет они правили Японией. Однако, со временем все исчезает. И уже в XIV веке происходит знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии снова вернулась в руки императоров. Мэйдзи сделал очень много важных нововведений. Так он снова открыл Японию для внешней торговли. При нем снова стали появляться иностранцы на японских островах. Мэйдзи повел Японию по пути модернизации. Япония вновь вышла на мировую арену.