Крестовые походы — военные мероприятия с целью освобождения Палестины и Сирии

Крестовые походы — это ряд военных мероприятий, предпринятых западноевропейскими феодалами и князьями, с целью освобождения территории Палестины и Сирии, находившихся в начале II тысячелетия в руках мусульман. Хронологически крестовые походы охватывают собой века XI, XII, XIII. Всего крестовых походов было по разным системам подсчетов от шести до девяти. Сегодня мы поговорим о трех наиболее ярких и судьбоносных для Ближнего Востока.

Крестовые походы

Какая была ситуация на Востоке

Но прежде, чем говорить уже непосредственно о походах, стоит немножечко представить себе ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке к концу XI века. Надо сказать, что к этому периоду арабский Халифат уже теряет свое былое могущество. Более того, на Ближнем Востоке появляется новая и весьма значительная сила. Этой силой являются турки. Турки-сельджуки. Пришедшие с территории Средней Азии, они смогли не только нанести поражение Халифату, но и значительно потеснить Византийскую империю.

В 1078 году турки смогли овладеть Иерусалимом, местом, где был распят Иисус, с которым связаны основные действия, главные причины книги христианства — Библии. Естественно, появление сельджуков наложило свой отпечаток на происходящие на Ближнем Востоке дела. Если арабы были достаточно лояльны к представителям других религий, в том числе к христианам и к иудаистам, то сельджуки подобной мягкостью не отличались.

Преследования турками христиан

На Ближнем Востоке начинаются преследования христиан. Преследования паломников, что, естественно, вызывает бурю недовольства в Европе. Кроме того, известен ряд случаев осквернений христианских святынь сельджуками. Естественно, это не могло не повлечь за собой глобальных последствий.

Кроме того, важным действующим лицом на Востоке остается и христианское государство Византия. Византия — это также одно из государств средневековой Европы. Однако, находящееся немного особняком. Дело в том, что Византия, как раз к XI веку окончательно ругается с Римом. Византийцы изгоняют папских легатов, что означает абсолютное отторжение католичества на востоке. Естественно, Папа Римский и с ним католические иерархи желают Восток прибрать к своим рукам. Все это ведет к резкому обострению ситуации к концу XI века.

Причины, приведшие к началу крестовых походов

Стоит назвать несколько уже конкретных причин, приведших к началу крестового движения. Первая — это желание захватить и вернуть христианские святыни, оказавшиеся под властью мусульман. Вторая — безусловно подчинить восточную православную церковь Римом. Третья — немного подробнее остановимся.

Дело в том, что в Западной Европе действует право майората. Наследство, которое должны получать дети, делится неравномерно. Главная часть наследства, а то и все оно, достается старшему сыну. Младшие же дети оказываются ни с чем. Для таких родовитых людей необходимо место, где они могут воспользоваться своими навыки. А что умеют средневековые рыцари? Средневековые рыцари умеют воевать.

Поэтому нужно место, где можно сражаться, совершать боевые подвиги. Где можно захватывать добычу, захватывать земли. В самой Европе, где уже сложилось достаточно сильное государство, просто так с пустого места не повоюешь, не пограбишь. Поэтому для многих рыцарей перспектива сокровищ Востока, боевой славы, становится весьма и весьма актуальной. Огромное количество малоземельных, малоимущих рыцарей готово устремиться на Восток.

Не только рыцарское сословие стремится попасть на территорию Палестины. Туда стремится и достаточно большое количество простолюдинов. По ряду законов, изданных Папой, крестьяне, которые отправляются в крестовый поход, получают личную свободу. Должники, которые отправляются в крестовый поход, получают, соответственно, длительную отсрочку от выплаты долга. Кстати говоря, награбив что-то в святой земле, эти самые должники могут потом отдать свои долги. Даже от суда дается отсрочка в случае, если человек идет в крестовый поход.

Масса людей низкого сословия так же готовы идти освобождать святую землю. Далеко не все из них идут из высоких христианских чувств. В большинстве своем люди идут за добычей.

Крестовый поход, который не стал первым

Непосредственным поводом для начала походов стала просьба византийского императора Алексея Комнина о помощи. Дело в том, что Константинополь, столица Византии находится в осаде. Ее осаждают пираты. С востока двигаются турецкие орды и отчаявшийся император просит у Римского Папы Урбана II снарядить войска для поддержки единоверцев. Кристиан Урбан II, которому, между прочим, пообещали и усиление позиций католической церкви в Византии, соглашается. И взывает к европейским монархам о помощи.

На призыв Урбана II откликаются многие. Огромное количество проповедников ходит по Европе, рассказывает про ужасы, творящиеся в святых землях и призывает взять оружие в руки. Наиболее известными из подобных проповедников будут Петр Амьенский и Вальтер Неимущий. Их проповедь будет иметь огромный успех. Им надо собрать десятки тысяч людей.

Поход Петра Амьенского не считается, как первый. Тем не менее, это действительно будет первый случай когда, воодушевленные христиане двинутся на Восток освобождать от турков Палестину. Этот поход не будет иметь успеха. Византийцы справились своими силами и на момент, когда первые западные европейцы подошли к стенам Константинополя, в помощи уже не нуждались. Более того, неорганизованные ополчения у Вольтера и Петра были на самом деле само по себе стихийным бедствием.

Не имея ни обозов, ни санчасти, эти первые крестоносцы, если их можно так назвать, грабили по пути, не обращая внимания, кто враг, кто друг и представляли собой не меньшую угрозу, чем пресловутые турки. Тем не менее, византийцы переправляют первую волну борцов за веру на территорию Азии, где с ними благополучно и покончат мусульмане.

Настоящий первый крестовый поход

Следующий поход будет иметь уже гораздо больший резонанс и гораздо больший успех. Именно этот поход и получит номер первый. В 1096 году в поход отправляется несколько крупных западноевропейских феодалов. Это будут верующие люди. В первую очередь, это Боэмунд, ведущий свою родословную от нормандских витязей. Он возглавлял силы Северной Италии. Во вторых, лотарингские бароны Готфрид Бульонский его брат Балдуин. Ну и, наконец, с Южной Франции Раймунд граф Тулузский. Эти предводители двигались каждый своим отрядом. Их действия не были согласованы. Однако, то ли в связи с неготовностью турков к подобному нашествию, каждый из этих отрядов будет иметь значительный успех.

Захватывая земли на Ближнем Востоке, западные феодалы очень быстро забывают изначальные цели их похода. Получив новые земли, они стараются на них закрепиться. Так граф Раймунд, смог захватить город Триполи и основать там свое графство. Боэмунд захватит крупный город Антиохия и станет первым князем нового Антиохийского княжества. Город Эдесса в Сирии станет центром Эдесского графства, первым владыкой которого станет Болдуин.

Тем не менее, часть войск крестоносцев таки доходит до своей изначальной цели, до столицы святой земли, до города Иерусалима. Штурм Иерусалима будет очень кровопролитным. Однако, принесет успех крестоносцам. Иерусалим будет взят и станет центром основанного на территорях Палестины христианского королевства, Иерусалимского королевства, первым королем которого станет Годфрид Бульонский.

Переселение на Ближний Восток

Надо сказать, что с этого момента положение на Ближнем Востоке немножечко изменится. Во-первых, на освобожденные от неверных земли, потоком хлынут переселенцы. Будут приезжать рыцари, вступающие в дружины новых феодалов на Ближнем Востоке. Устремятся рыцари, вдохновленные христианской проповедью. Подобные люди будут огранизовывать на святой земле монашеские ордена.

Монашеские ордена — это организации, целью которых является проповедь христианства на Ближнем Востоке, поддержка паломников. Наиболее известными станут три таких ордена. Это орден Ионанитов или Госпитальеров, орден Тамплиеров или Храмовников и, наконец, немецкий Тевтонский орден. Эти ордена будут строить свои замки, совершать походы и бороться с мусульманами. Со временем они приобретут огромные земли, огромные богатства и станут одной из важных сил, как на Ближнем востоке, так и в самой Европе.

Устройство новых государств

Своим устройством новообразованные государства сильно не отличались от европейских королевств. В Эдессе, в Иерусалимском королевстве Антиохии будут действовать те же законы и те же принципы, что действовали во Франции, Англии или Германии. Будет та же самая феодальная система. Рыцари, участвовавшие в походах, получат земли и станут вассалами князей, графов и королей.

Положение же местного населения — армян, арабов, тех же самых турков, евреев будет весьма и весьма плачевно. Местное население окажется закрепощено и станет исполнять роль западноевропейского крестьянства. Учитывая это, надо понимать, что государства христиан на Ближнем Востоке не будут очень мощными и стабильным. Кроме того, находясь в окружении мусульманских соседей, они будут постоянно подвергаться различным нападениям.

Третий крестовый поход

Первым крупным ударом для христиан на Востоке станет деятельность египетского владыки Салах ад-Дина. Этот энергичный и талантливый полководец сможет захватить Эдессу и начнет уже непосредственно угрожать Иерусалиму. Второй поход, как раз направленный на то, чтобы не допустить укрепления египетских мусульман на Южном Востоке потерпит неудачу и тогда будет собран, наверно, самый известный третий поход.

Третий поход соберет под свои знамена крупнейших европейских монархов. Английского короля Ричарда I Львиное сердце, французского короля Филиппа II Августа и немецкого правителя Фридриха I. Казалось бы, Европа собрала свои лучшие силы для того, чтобы нанести решительное поражение неприятелю. Однако, успех не пришел. Между королями возникли разногласия.

Еще те самые проблемы, которые не смогли решить в своих собственных владениях, аукнулись и на святой земле. Оставшись каждый один на один с мусульманами, они начали терпеть поражения. Несмотря на то, что был ряд упорных боев и ряд даже локальных успехов, тем не менее, в итоге, все войска потерпели поражение и лишь ненадолго отдалили возвращение мусульманского владычества на территории Палестины.

Четвертый крестовый поход

Самым показательным является, наверное, четвертый крестовый поход. Поход, который будет организован совместно Папой Иннокентием III и венецианским Дожем Дандоло. Их усилиями будет собрано достаточно большое войско, которое из Венеции должно было направиться в Египет. Дабы сокрушить плацдарм мусульманского нападения на Палестину. Однако, выяснилось, что у крестоносцев нет денег на покупку кораблей для путешествия в святую землю, и предприимчивый Дож, глава Венеции, предлагает крестоносцам следующую сделку: он дает им корабли, а крестоносцы в ответ оказывают ему маленькую услугу, захватывают город Зару на территории Балканского полуострова.

Город Зара, который является христианским. Город зара, который является одним из пунктов крестового движения. Город, который нужен отнюдь не для освобождения святой земли, а нужен для того, чтобы захватить венецианцев. Крестоносцы соглашаются и первый их удар обрушивается как раз на владение венгерского короля, который к тому моменту Зарой владеет. Город был взят и на этом подвиги рыцарей не закончились.

Дело в том, что на месте первой схватки к крестоносцам обращается бежавший из Константинополя Алексей Ангел. Сын свергнутого византийского монарха, который говорит о том, что его отца не правильно лишили власти и просит крестоносцев о помощи в захвате Константинополя. Казалось бы, никакой связи с крестовым походом это не имеет. Однако, венецианцы, прекрасно понимая возможную выгоду от подобной операции, соглашаются. И крестоносцы, стремящиеся освободить святую землю от мусульман, идут походом на Константинополь.

В 1204 году Константинополь пал. Причем, город христианский был подвергнут совершенно немыслимому разорению. На территориях захваченной Византии венецианцы организуют ряд своих государств, главным из которых станет Латинская империя. Наверно, самую большую выгоду от этого получит Венеция, которая присоединит к себе целый ряд островов Эгейского моря, том числе такие важные византийские острова, как Родос, Крит, Корфу. Также венецианцы получат четверть Константинополя в свое распоряжение.

Конец успехов крестоносцев

Восточная церковь окажется в руках фактически Рима. На этом успехи крестоносцев окончательно заканчиваются. Со временем Константинополь будет возвращен византийцами. Михаил Палеолог сможет свергнуть Латинскую империю и восстановить свое правление в Константинополе. Одновременно с этим мусульмане усиливают давление на Ближнем Востоке, один за другим захватывая бывшие христианские государства. Еще ряд походов, которые были предприняты, потерпят неудачу. И вскоре, к концу XIII века святая земля будет в руках мусульман. Более того, успехи крестоносца в 1204 году придут к тому, что и византийская империя ослабнет уже очень сильно. У византийцев не будет на самом деле возможности остановить дальнейшее распространение турок.

В XV веке Византийская империя будет уничтожена и навсегда исчезнет с карты Европы.

Что дали крестовые походы

Подводя итоги надо сказать следующее, крестовые походы вмещают в себя очень много разных вещей. Крестовые походы дали много пользы. Крестовые походы позволили активно наладить торговые связи с Востоком. Крестовые походы познакомили европейцев с огромным количеством научных достижений арабов. Собственно говоря, христианским наследием, которое в большом количестве хранилось именно на территориях бывшей Византийской империи на Востоке.

Всё это безусловно положительные эффекты крестовых походов. С другой стороны, крестовые походы стали настоящим праздником для проходимцев самого разного вида. Огромные бонусы получили торговые республики Венеции и Генуи. Для работорговцев, в качестве примера можно привести следующее: так называемый крестовый поход детей, когда христианские проповедники Западной Европы воззвали к детям говоря, что Господь не допустит, чтобы обижали детей, поэтому освобождать Восток должны именно дети.

Было собрано около 40000 детей, посажено на корабли и отправлено на Восток. Правда никто не озаботился узнать то, что корабли эти принадлежали мусульманским работорговцам. И дети, собственно, все попали в рабство. Крестовые походы привели к тому, что мощь Византийской империи будет окончательно сокрушена.

После 1096 года Византия уже, конечно, не оправится. Тем не менее, эта история станет огромной страницей в истории средневековой Европы, страницей полной, как печальных, так и славных моментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий