Церковь и духовенство — различия западной и восточной церквей

Сегодня выбор веры является личным делом каждого. Церковь отделена от государства. Но совсем не так было в Средние века. Церковь была своего рода проводником между миром небесным и миром земным. Более того, благополучие каждого отдельного человека и всего общества в целом, зависело именно от церкви. Известно, что первые века существования христианства были отмечены жестокими гонениями на христиан. И только в 313 году император Константин разрешил верующим открыто исповедовать свою религию. Последующие века — это века бурного развития христианской религии.

Церковь и духовенство

Новая религия и отцы церкви

Новая религия активно распространяется и на западе и на востоке. Основные положения христианского вероучения были разработаны богословами, которых с почтением именуют отцами церкви. На востоке к отцам церкви относились, в первую очередь, Иоанн Златоуст и, конечно же, великие каппадокийцы, которые так были названы по той области, откуда происходили Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Для того, чтобы свести воедино положение христианского учения, избежать противоречий и самых различных толкований, христиане проводили собрания, так называемые соборы. Первый собор был проведен в 325 году Константином, тогда еще язычником. Назывался он Никейским собором. Следующий прошел в 381 году. И на этих соборах участники попытались примириться в восприятии основных положений христианского учения. На этих двух соборах, Никейском и Константинопольском, сложился символ веры — краткое изложение основных положений христианской религии.

Новый Завет

Что же касается складывания канона Нового Завета, то есть книг, которые почитаются священными христианами, то это отдельная, весьма примечательная история. Основное ядро сложилось еще во II веке и включало в себя четыре евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, и десять посланий апостола Павла. Туда же впоследствии были присоединены и деяния апостолов, послания апостолов и видение о конце света. Тот канон, который мы знаем сегодня, состоящий из 27 книг, сложился к IV веку. Эти сочинения, написанные на греческом и, впоследствии, переведенные на латынь, и составили основные писания христианского вероучения.

На первых соборах

Обстановка на первых соборах была весьма далека от мирной. Выяснения истины происходило весьма и весьма бурно. Известен случай, что Николай Мирликийский ударил по лицу александрийского священника Ария. А ведь Николай Мирликийский — это наиболее почитаемый на Руси святой Николай Угодник, но видимо довел. Таким образом, постепенно истина находилась и то, что одобряли соборы объявлялось истинным, а то, что отрицали становилось ересью.

Слово ересь греческое и переводится как «выбор«. Означало оно, всего лишь на всего, особый образ мыслей. И только впоследствии, в христианском вероучении, словом «ересь» стали обозначать вредное заблуждение. К ересям было отнесено и учение Ария, арианство. Впоследствии возникнут и другие ереси — несторианство и монофизитство. Не удалось добиться на соборах единства мнения. Более того, достаточно быстро стали заметны различия между церковью западной и церковью восточной.

Различия между западной и восточной церквами

Разделение церквей имело самые разные причины: и этического свойства, и догматического. Но среди прочих следует отдельно упомянуть и о причинах весьма и весьма мирских. Дело в том, что раскол, который воспоследовал в 1054 году, был спровоцирован притязаниями Папы Льва IX на территории, подчинявшиеся восточному патриарху. Патриарх Михаил Керуларий отверг притязания Папы. Вслед за чем последовал раскол и взаимные анафемы, то есть отлучение от церкви.

Впоследствии различия между западной и восточной церквами накапливались все больше и больше. Затрагивали они и основы учения, и обрядовую сторону. В первую очередь на западе богослужение велось на латыни, а в восточной церкви на греческом, но допускается и служение на национальных языках. Существовало и различие в положении черного и белого духовенства. На западе не допускается женитьбы черного и белого духовенства — целибат. На востоке запрещено вступать в брак только лишь представителям черного духовенства. Белое духовенство — это те, кто несут службу в миру. Что же касается черного духовенства, то это люди, которые берут на себя еще дополнительные обязательства, как-то нестяжание, послушание и так далее.

Как зародилось монашество

Само монашество зародилось в III-IV веках. Именно в это время в Египте жил святой Антоний, который в 21 год стал отшельником и ушел от мира. Прослышав о том, насколько он праведен, христиане предпочитали селиться поближе к святому Антонию. Таким образом, возникла первая христианская монашеская община. Основателем монашеской жизни на западе стал святой Бенедикт, живший в первой половине IV века.

Для своего монастыря он придумал устав, который можно свести к двум словам: молитесь и трудитесь. И именно этим, как раз, и занимались монахи. В крупных монастырях на западе, которые получили название аббатства, монахи трудились, в том числе и в скрипториях, переписывая старинные книги. Именно поэтому монастыри стали крупным центром развития науки и культуры в Средние века.

Как содержалась церковь

Теперь несколько слов о мирском. На содержание церкви верующие должны были уплачивать специальный налог — десятину. Как уже понятно из названия, это десятая часть первоначально урожая, впоследствии от приплода скота, а дальше десятина взималась, в том числе, и с доходов ремесленников — горожан. Десятина стала основной статьей доходов церкви.

Существенным подспорьем являлась также и продажа индульгенций. Индульгенция в переводе означает «милость», и на самом деле понималось под индульгенцией совсем не то, что мы имеем в виду сегодня. Дело в том, что индульгенция представляла собой грамоту, которая давала человеку освобождение от церковного наказания за какой-то совершенный грех. В ответ человек должен был совершить доброе дело.

Так как под добрым делом все чаще и чаще стали пониматься пожертвования в пользу церкви, то постепенно индульгенцию стали рассматривать, как продажу прощения за совершенный грех. Таким образом, в религии всегда господствует мирское и духовное.

Но ведь ещё Христос говорил: «Богу богово, а Кесарю кесарево».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий