Для истории Греции периода с VIII по VI века до н. э. характерно такое явление, как появление маленьких городов-государств — полисов. Полисов было великое множество и, невзирая на то, что они соперничали друг с другом, общая религия, общая культура и общий язык создавали достаточно прочные связи между ними. Самые крупные полисы в южной Греции — это прежде всего Спарта. В Малой Азии — Милет, ну а на территории Аттики — это, безусловно, Афины.
Легенда Аттики
Аттика — это необыкновенно красивая область. Назвали ее, согласно древней легенды, в честь Аттиды, дочери местного царя Краная. Аттида умерла очень рано и безутешный отец, любивший дочь, назвал ее именем свою страну. Согласно легенде, как только в Аттике возник новый город, тут же заспорили между собой владыка морей Посейдон и богиня справедливой войны и мудрости Афина. Кому быть покровителем города? Решили так: тот, кто сделает лучший подарок жителям, тот и будет покровителем.
Посейдон ударил своим трезубцем по скале и из нее забила ключом морская вода, а в том месте, куда воткнула копье Афина выросло оливковое дерево. Жители Аттики рассудили так — дар Афины полезнее, чем дар Посейдона, и стали считать Афину своей покровительницей, и город в честь нее назвали — Афины.
Миф о споре Афины и Посейдона был необыкновенно популярен. Сцена из него была даже запечатлена на западном фронтоне Парфенона, главного храма Афин, который был построен в V веке до н. э. Если история спора Афины и Посейдона кажется вам сомнительной, то имейте ввиду, что у храма Эрехтейон, афинского акрополя, растет масличное дерево, посаженное в 1920 году, на месте того самого, которое по преданию даровала жителям Афина богиня-покровительница. А во внутреннем дворике храма до сих пор можно увидеть на камне след от трезубца Посейдона. По крайней мере, местные жители никогда не сомневались в его происхождении.
Основные занятия древних греков
Но пора перейти от красивых легенд к не вымышленным фактам. Давайте поговорим об основных занятиях древних греков, которые населяли Аттику. Самой природой было предназначено, что греки станут прекрасными мореходами и достаточно удачливыми торговцами. А еще они разводили овец и коз, развивали ремесла и особенно хорошо удавалось грекам выращивать самые разные овощи и фрукты. Великолепно росли горох, чечевица, лук, чеснок, огурцы, цвели груши и яблоки, росли каштаны. Всего было великое множество.
Отдельно следует сказать про виноград. Греки делали из него вино, которое пили, разбавляя водой, иногда в 20 раз. Вино Аттики считалось очень хорошим. А вот жителям острова Пипаретос, который находился у Малой Азии, не повезло. Их вино упоминали так: «Своим друзьям подавайте хорошее настоявшееся вино, а недругам только вино из Пипаретоса».
Рассказ о земледельческих культурах Аттики был бы неполным, если бы мы с вами не уделили особое внимание оливковому дереву, тому самому, что считалось щедрым даром самой богини Афины. И дело тут не только в том, что из оливок плодов этого дерева добывали и добывают по сей день ценнейшее масло, дерево имело еще и сакральное значение, греки наделяли его магическими свойствами и считали посредником между богами и людьми. Чтили его, как и прародителя всех деревьев, поскольку оно необыкновенно живучее и даже небольшой кусок корня, оставшийся в земле после пожара, способен возродить целое дерево.
Проблемы в земледелии
Безусловно выращивание оливок и винограда многое давало жителям Аттики. Однако, существовали и проблемы. Полисы требовали все больше хлеба. Конечно, имелись и рожь, и распространенный в 10 раз больше ячмень, но все равно хлеба не хватало. Дело в том, что земледельцы владели участками хорошими и плохими.
Хорошие участки принадлежали зажиточным земледельцем, а плохие тем, кто победнее. Эти участки располагались на склонах гор, они были каменистыми и не давали большие урожаи. Бедные земледельцы часто рисковали попасть в долговую кабалу, и в таком случае, это грозило им не только потерей земли, но и потерей личной свободы.
О долге напоминал, поставленный на земле, долговой камень. Потеря земли была страшна еще и тем, что бедняк чаще всего влезал в новые долги, и заканчивал тем, что вынужден был отдать членов своей семьи или самого себя в рабство.
Ситуация осложнялась еще и тем, что Демос, весьма разнородный по своему составу, не участвовал в управлении. Управляла полисом только знать. Ее представители собирались на совет, ареопаг, и выбирали 9 правителей — архонтов. Система была замкнутой. Ареопаг пополнялся из числа архонтов. Они в него входили пожизненно. Архонтов, в свою очередь, рекомендовал и выбирал ареопаг. Естественно, что такое положение вещей не могло устраивать Демос. Рано или поздно должен был произойти социальный взрыв, так и случилось.