Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы ( царя Хаммурапи), узнаем, как и за что судили людей в древности.
Вавилон — знаменитый город Месопотамии. Он находился 89 километрах от современного Багдада в очень удобном месте на пересечении торговых путей, там где Тигр и Евфрат близко сходятся друг с другом.
Как появился Вавилон
Раньше на этом месте располагался шумерский город Кадингир — Ворота богов. Впоследствии он был завоёван Семитскими племенами амореев и переименован. Они перевели название «Ворота богов» на свой язык, в результате получилось Бабиль, а впоследствии на греческом и на латыни Бабилон. Во втором тысячелетии до н. э. город Бабиль стал центром небольшого царства.
В царствии там правил царь Сумму Абу. Его многочисленные потомки прославились в истории Вавилона, но особенно нам известен тот его потомок, который зовется Хаммурапи. Хамурапи правил с 1792 года по 1750 до н.э. Прославился Хаммурапи, как великий воитель. Именно при нём Вавилония захватила окрестные земли, победив сначала своих соперников, а впоследствии и союзников тоже. Государство раздвинуло свои границы до верховьев Евфрата.
Чем прославился Хаммурапи
Невзирая на то, что именно при Хаммурапи Вавилония присоединила к себе практически все земли Месопотамии, запомнился нам этот правитель в первую очередь не как замечательный воитель, а как человек, который заботился о своих подданных. Во-первых он строил ирригационные сооружения, многочисленные храмы, но, пожалуй, наиболее известен он нам, как законодатель.
Законы
Законы свои Хаммурапи приказал высечь на гигантском черном камне. Отныне все судьи должны были действовать не по своему произволу, а только опираясь на эти законы. Далее следовали добрые пожелания в адрес того, кто отнесется к законам с должным почтением и проклятия в адрес того, кто их не будет чтить. Причем проклятия эти были так страшны и витиеваты, что как то поневоле хотелось отнестись к законам с должным почтением.
Ответственность за нарушение законов
Законы Хаммурапи устанавливали не только правила, но и ответственность за их нарушение. Самое распространенное наказание — это смертная казнь. Она полагалась где-то за 40 видов преступлений. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинения в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
Второй вид — наказание по принципу Талиона — это означает равное воздаяние за совершенное преступление или, чтобы нам легче было понять, скорее это имеет отношение к афоризму «око за око зуб за зуб». Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз, если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость, если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны выбить ему зуб.
Предполагалась и денежная компенсация. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться — неумышленно я ударил и оплачивать лекаря.
Конечно, в основном, Хаммурапи старался опираться на свидетельские показания, но были и другие способы установить истину, например, испытания водой. Если человек бросил на человека обвинения в колдовстве и не доказал это, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве должен пойти к реке и в реку погрузиться, если река схватит его, обвинитель сможет забрать его дом, если же река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, который бросил на него обвинения в колдовстве должен быть убит, а тот, который погружался в реку, может забрать дом его обвинителя.
Доказательством могла служить также клятва во имя богов. Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох, то человек, нанявший вола может произнести божественную клятву и он будет свободен.
Равенство людей перед законом
Существовала ли в Древнем Вавилоне равенство людей перед законом? Нет, нет и нет. О каком равенстве приходится говорить, если были свободные и рабы. Рабов покупали, продавали, наказывали, а если раб оказывался строптивым, его могли изуродовать — отрезать ухо, причем для того, чтобы лишиться этой части тела достаточно было сказать своему господину — ты не мой господин.
Конечно, при таком положении рабов, смешно говорить о равенстве перед законом. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба. Получается, что гибель раба рассматривается, как нанесение материального ущерба, который нужно компенсировать.
Что касается равенства перед законом свободных членов вавилонского общества, тут тоже не все так гладко. Существовали так называемые, Авилум — свободные общинники. Авилум переводится, как человек. И существовали Мушкенум. Переводится, как падающие ниц. Это были люди с ограниченными правами. Авилум и мушкенум, несмотря на то, что были свободны, тоже были не равны перед законом.
Так что же, получается царь Хаммурапи был несправедлив? Нет, он пытался действовать справедливо, просто в рамках существовавших тогда правил. Более того, он даже как мог оберегал своих подданных, в частности от того, чтобы они не попадали в рабство, а в рабство попасть тогда было очень и очень просто. Достаточно было взять что-то в долг у ростовщика и не отдать во время, и в качестве расплаты требовалось отдать членов своей семьи в рабство. Хаммурапи ограничил срок рабства тремя годами. И законодательно позаботился о том, чтобы таких рабов не убивали.
Сам Хаммурапи недостатков в своих законах не видел. Он считал их идеальными. Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление. Я Хаммурапи — царь совершенный, не был не внимателен к черноголовым, которых даровал мне Элиль и пастырства над которыми вручил мне Мардук.
Да и могли ли эти законы быть не идеальными, если они подтверждали тот миропорядок, который установили Боги.