Главным портом афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 километрах от Афин. Он состоял из двух военных и одной торговой гавани. Военные гавани стоит рассмотреть ради того, чтобы увидеть замечательный афинский флот, который был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. Корабли были выстроены за десятилетия между Марафонским сражением и Саломинским. Как раз в это время в Греции появились корабли нового образца, изобретенные в Финикии и назывались они триеры. Весла в три ряда делали их намного более быстрыми и маневренными. Намного более быстрыми, чем корабли противников.
Великая морская держава
Вот так вот, одним рывком Афины стали великой морской державой. Кстати, служить на триерах имели право только граждане. Не менее интересно, чем в военной гавани, нам пожалуй будет в гаванях торговых. Дело в том, что там всегда многолюдно, всегда много кораблей и есть что посмотреть. Афины были в основном ориентированы на ввоз товаров, ведь очень многое грекам приходилось завозить из колоний и из других стран, в частности, например, хлеб. Недаром торговые гавани называли ртом Афин.
Торговую жизнь определяла деятельность крупных оптовых купцов. Они назывались Эмпоры. Эмпоры закупались за морем большими партиями товаров. Это занятие считалось чрезвычайно выгодным, но крайне рискованным. За право торговать в Афинах купцы, привозившие товары платили пошлину. Пошлинами облагались и все переселенцы из других городов , за право только лишь жить в Афинах.
Торговля в Греции была делом исключительно частной инициативы. Однако полисы проводили свою социальную торговую политику. Если купцы очень сильно взвинчивали цены на хлеб, то они тут же несли наказание. На них налагались огромные штрафы.
Появление рабов
Победа в греко-персидских войнах принесла Греции много хорошего, но были и побочные эффекты. Через Пирей в Афины хлынул огромный поток рабов. Нет рабы в Греции были всегда. Во-первых, существовало долговое рабство, отмененное когда-то Салоном. Во вторых всегда были рабы военнопленные. Но с должниками греки себя чувствовали как-то неуютно. Сегодня он раб, а завтра возможно я. Так рассуждали они. Да и военнопленные тоже не засиживались в рабах, их достаточно быстро выкупали их же собственные сограждане. Но теперь появился совершенно особый вид рабов — варвары, а с этими можно было не церемониться. Им самой природой было предназначено оказаться в рабстве.
Рабы на рудниках
Греки очень быстро привыкли к такому положению вещей. Война закончилась, а спрос на рабов не кончился. В городах Эллады существовали рынки, где людьми торговали, как скотом. Привезенных в Пирей невольников везли на продажу в Афины, и по цене двух быков там можно было купить раба. Араб, обученный какому-то ремеслу стоил уже как 4 быка. Самые крепкие рабы, ну и самые невезучие, покупались для серебряных рудников, которые находились на юге Аттики.
Каждый год эти рудники приносили по 10 тысяч тонн серебра. Лаврийские рудники представляли собой черные подземные дыры, где на глубине 120 метров, скорчившись стучали кирками многочисленные рабы. Добытую руду приходилось поднимать на поверхность по деревянным лестницам в кожаных мешках, а воздух был такой, что гасли светильники. Как правило редко кому удавалось прожить там больше трех месяцев.
Раб в доме
Намного более мягкие условия жизни были у тех рабов, которые попадали в богатые греческие дома. Когда новокупленного раба вводили в дом, его сажали у очага и осыпали сушеными ягодами. Это означало, что перед лицом Богов он отныне член хозяйской семьи.
Конечно, работа по хозяйству в доме — это совсем не то, что работа на рудниках. Но она не означала беззаботной жизни. Раб не принадлежал себе. Хозяин мог делать с ним все, что угодно. Разве, что афинские законы запрещали убивать раба.
А так, у раба не было имущества, все, что он имел считалось принадлежащим хозяину, не было семьи. Хозяину выгоднее было держать одного раба мужчину, чем покупать ему жену и тратиться на бесполезного в хозяйстве ребенка. У рабов не было заступников, они не имели права обратиться в суд. Если же раб вызывался в суд в качестве свидетеля , то его в обязательном порядке пытали. Считалось, что раб только так сможет сказать правду, а в противном случае он обязательно солжет. Солжет, чтобы принести пользу хозяину, если он хороший раб, или во вред ему, если он раб плохой.
Рабы в мастерских
Рабы трудились и в ремесленных мастерских — эргастериях, и на полях зажиточных земледельцев. Некоторым из них удавалось стать вольноотпущенниками. В Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства. Они становились Метеками.
Подводя итоги, можно сказать, что V век до н.э. — это век расцвета Афин. Век расцвета ремесла и торговли, а также век формирования очень сложной социальной структуры.