Порт Пирей в Афинах 5 век до н э

Давайте вернемся в Афины и узнаем, как жили люди в этом городе. Давайте представим себе, что мы совершаем путешествие по Греции. Греки путешествовали чаще всего по морю, значит наше знакомство с Афинами начнется с порта этого города.

В гаванях афинского порта Пирей

Порт Пирей

Вы, конечно знаете, что портом называют место, где к земле пристают корабли. Афинский порт назывался Пирей и находился в пяти-шести километрах от самого города Афины. Чтобы обезопасить свой порт, афиняне окружили его толстыми стенами и построили еще две стены, которые соединяли Афины с самим портом Пирей. Эти стены так и называются — Длинные стены.

В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот, который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили Биремы, или Триеры. Они назывались так потому, что у Биремы было два ряда весел, а у Триеры целых три. Триеры были очень подвижными и легкими. Вы помните, как они помогли греком одержать победу во время Соломенского морского сражения? На такую Триеру можно было поместить до сотни солдат и еще оставалось место для самих гребцов. Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда. Они были вот такими пузатыми, ведь у них должен был быть большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.

Чем торговали Афины

Чем же торговали Афины, что привозили в этот город и что вывозили оттуда?

Афиняне в основном вывозили в другие города Греции вино, оливковое масло и мед. Для этого необходимы были большие сосуды — амфоры. Именно в этих амфорах афинские товары путешествовали по всей Греции и даже по всему средиземноморью. Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие торговцы следили в частности, чтобы из Афин не вывозили плоды фигового дерева. Дело в том, что в Греции считали, что это дерево Афинам подарила сама богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили и поэтому плоды фигового дерева из Афин ввозить было запрещено.

А вот что везли в Афины:

  • хлеб;
  • камень для строительства храмов;
  • железо.

Существовал особый закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из этого железа оружия и напасть с этим оружием на Афины.

С корабля сходят люди — это жители других городов, которые приехали в Афины жить. Их называли Метеками («приезжими»). Метеков в Афинах было очень много, но правами граждан Афин они не обладали. Они не считались гражданами, они не могли владеть землей, они не могли избираться на государственные должности, и обязаны были платить специальный налог. Сами афиняне никаких налогов не платили.

Рабы в Афинах

На корабле в Афины привезли рабов. Рабов греки захватили на дальних участках побережья Средиземного и Черного морей. Нередко это были военнопленные, хотя бывали случаи, когда греческий работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом в качестве рабов продать их на территории Греции.

Рабов, привезенных в Пирей, отправляли для продажи сами Афины. С рабами греки обращались не очень хорошо. Убивать рабов было не положено, но нагружать их тяжелой работой и наказывать афинским гражданам никакой закон не запрещал. Поэтому человек, попавший в рабство терял всякую надежду вернуться когда-нибудь к себе домой и увидеть своих родных.

Правда в Греции и, в частности в Афинах, бывали случаи, когда хозяева давали своим рабам свободу. Такие бывшие рабы, отпущенные на волю, назывались вполне логично «вольноотпущенниками». Но, как правило, это были очень старые люди, которых хозяева просто не хотели кормить, потому что никакой серьезной работы такой раб выполнять уже не мог. Раба по сути выгоняли из дома и он вынужден был заканчивать свои дни на афинских улицах. Фактически он становился нищим.

Строительство кораблей

Здесь же в порту Пирей, где приставали военные и торговые корабли, эти корабли и строили. Такие предприятия назывались «Верфи».

Одновременно афинские граждане строили несколько кораблей. Причем деньги на строительство собирали среди самих жителей города. Человек, который командовал кораблями и надзирал за их строительством назывался Наварх. Если вы вспомните какую большую роль флот играл в истории Древней Греции, то вы поймете, что Наварх был очень влиятельным человеком. Именно на кораблях держалось могущество и благосостояние этого большого города.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Алиша

    Прикольно. Спасибо пять поставили

Добавить комментарий