Индийские касты — появление и иерархия в варнах

Вспомните, пожалуйста, прекрасное произведение Редьярда Киплинга «Маугли». Там есть такой момент: Маугли впервые уходит от стаи волков и приходит к людям. Он чужак среди них, и люди тоже воспринимают его настороженно. Особенно им не нравится то, что Маугли не знает законов общества. В частности, когда осёл одного гончара провалился в яму, Маугли помог его вытащить, помог нагрузить на этого осла посуду и не видел в этом ничего страшного. Однако же жрец, который стал свидетелем этой сцены, набросился на Маугли и бранился до тех самых пор, пока Маугли не пригрозил посадить его самого на осла. Какое же правило нарушил лягушонок, как его называл народ джунглей.

Индийские касты

Что такое варны

Дело в том, что каждый индиец по праву своего рождения принадлежал к закрытой группе — варне. Иногда эти группы обозначаются словом «каста». Видимо, несчастный гончар, которому помог Маугли, принадлежал к самой низшей варне — варне шудр. Вопрос происхождения варн еще достаточно плохо изучен.

Однако, логично предположить, что их возникновение связано с развитием общественного и имущественного неравенства. Всего варн было четыре:

  • варна брахманов, к которым относились жрецы;
  • варна кшатриев, к которым относились воины, дружинники царские, да, собственно, и сами цари;
  • варна вайшьи, к которым принадлежали свободные общинники;
  • и позже всех появившиеся и стоящие ниже всех на социальной лестнице варна шудр.

Обряд посвящения в варны

Важнейшим обрядом, который подчеркивал отличие трех высших варн от низшей варны шудр, был обряд посвящения. Он приравнивался ко второму рождению, поэтому представители варн брахманов, кшатриев и вайшьив назывались дважды рожденные, а шудры, соответственно, назывались единожды рожденные. Обряд посвящения был достаточно простым. Проводился он, как правило, в раннем детском возрасте, и наиболее примечательной его частью было надевание на шею ребенка особым образом сплетенного шнура. У каждой варны шнур выглядел по-своему.

Откуда появились варны

В древнейшем письменном памятнике Древней Индии Ригведе содержатся сведения о том, что варны появились из тела первого человека Пуруши. Якобы брахманы взялись из уст пуруши, кшатрии, воины, из рук пуруши, вайшьи, свободные крестьяне — общинники, из бедер пуруши, ну а шудры, варна слуг, из ступней первого человека.

Впоследствии эта легенда была немножко переиначена, что якобы варны были созданы не из первого человека, а из частей бога Брахмы. Брахму, кстати, узнать очень просто. У него четыре лица, восемь рук и четыре туловища. В священных индийских текстах подчеркивается, что самая значимая, самая главная варна — это варна жрецов — брахманов.

Обряд приношения жертвы

Брахманы очень ревниво следили за тем, чтобы именно они занимали промежуточное положение между людьми и богами, чтобы именно они приносили этим богам жертвы. Кстати, жертву приносили очень интересным способом. Выбиралось возвышение, куда стелилась специальная солома, на которую впоследствии брахманы лили молоко, сыпали зерно или выливали опьяняющий напиток — сумму. Так вот, все эти привилегии брахманы не собирались уступать никому. Однако же, реальная власть принадлежала совсем иной варне, варне кшатриев. К ней же принадлежали и индийские цари.

Иерархия варн

Невзирая на разницу в положении и брахманы, и кшатрии относились к привилегированным варнам, которые жили за счет основной массы населения. Далее шли вайшьи — общинники ну и, наконец, шудры, чей удел был прислуживать дважды рожденным.

Причем, шудры могли были быть даже весьма обеспечены в материальном плане, но это все равно не делало их представителями какой-то более привилегированной варны. Так что же получается? Если ты родился принадлежа к низшей варне, так и будешь мучиться всю жизнь. В общем да.

Появление буддизма

Единственная только надежда была у тех, кто верил, потому как надежду давала религия. Если ты будешь покорен своей сути, если ты будешь покорен своему предназначению, то в следующей жизни ты родишься принадлежа уже к какой-то высшей варне.

Однако, существовали в Древней Индии мудрецы, которые не придавали такое большое значение кастовым различиям. В частности, в VI веке до н. э. появилось новое вероучение — буддизм. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама. Первоначально это было учение бродячих монахов, и только к III веку до н. э. буддизм стал одной из господствующих религий, а впоследствии он станет одной из мировых религий наряду с исламом и христианством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий