Возникновение народничества — декабристы, пролетариат и их яркие представители

По классификации революционного движения в России в 1860-х гг. наступил разночинский этап. Разночинцы, выходцы из разных сословий, ставили своей главной задачей распространение образования и революционных идей в народе в целом, откуда и произошел термин «народничество». У этого революционного движения имелись предшественники – т. н. «шестидесятники» – люди, недовольные реформами Александра 2. Главными идеологами народнического революционного движения были славянофил А.И. Герцен и западник Н.Г. Чернышевский. Но у двух лидеров имелись разногласия о выборе революционного пути – российского или европейского. В конце концов, так как Чернышевский проживал в России, вокруг него и журнала «Современник» сформировалась первая народническая организация «Земля и воля». Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Многие ученые считают народников предшественниками социализма, а социалистические идеи, как вы наверняка знаете, сыграли большую роль в истории нашей страны в 20 веке. Именно это и обусловило то, что народничество является очень важным для нас с вами общественно-политическим движением.

Возникновение народничества

Периодизация развития революционного движения

Давайте вспомним с вами периодизацию развития революционного движения в России. Эту периодизацию некогда предложил Владимир Ильич Ленин, и она состоит из трех этапов. Первый этап Ленин называет дворянским. Это время действия различных дворянских организаций, главными из которых были декабристские организации. Собственно, вы уже говорили о том, что 14 декабря 1825 года именно такие декабристские организации и произвели попытку государственного переворота, известный как восстание декабристов.

Второй этап называют разночинским, и он как раз и связан с эпохой народничества. Третий этап принято называть пролетарским, и начало этого этапа связано с распространением в России идей марксизма, поэтому период с начала 60-х до середины 90-х годов и принято относить к народническому разночинскому этапу.

Программа декабристов

Каждому этапу развития революционного движения в России соответствует своя социальная опора. Декабристы, как вы помните, практически все без исключения были дворянами. Именно поэтому в их программных документах и у Пестеля и тем более у Муравьева нет места ни крестьянам, ни мещанам, ни казачествам, ни другим сословиям.

Управлять, с их точки зрения, должны были именно дворяне, а участие других людей в политическом процессе, с точки зрения декабристов, было желательно, но совершенно необязательно.

Программа пролетариата

Если мы обратимся с вами к пролетарскому этапу, то мы увидим, что главной опорой здесь будет являться сознательный рабочий класс, то, что Маркс называет пролетариатом. Понятно, что разночинцы будут относиться к периоду как раз между дворянским и пролетарским этапами. Если говорить вкратце, то разночинцы — это выходцы из самых разных слоев общества дворянства, духовенства, даже крестьянства.

Реформа Александра ІІ позволили этим людям получить образование и даже занять известное положение в обществе, например, благодаря их деятельности в земствах. Своей задачей многие из разночинцев ставили распространение знаний в народе, в целом, а не только среди очень небольшого слоя жителей Российской империи. Именно это и обусловило появление такого термина как народничество.

Предшественники народников

Непосредственными предшественниками народников считают, так называемых, шестидесятников. Это слово появилось после начала либеральных реформ Александра ІІ и означало людей, которые к этим реформам относились критически. Вы помните, что отмена крепостного права, вызвала недовольство довольно серьезной части крестьян. По стране прокатились выступления, и даже небольшие восстания. Крестьяне считали, что государство обмануло их, предоставив свободу, но не предоставив земли, которую можно было бы обрабатывать и стать свободным не только политически, но и экономически. Интеллигенция поддержала крестьянский протест.

В Лондоне, в защиту интересов бывших крепостных крестьян выступил известный русский социалист Александр Иванович Герцен. С 1857 года Герцен и его соратник Огарев издавали в Лондоне и газету Колокол. Это была первая революционная газета, которая выходила на русском языке. Ее распространение в России имело очень большое значение. Дело в том, что революционные идеи по-русски до этого было просто неоткуда получить. Дворяне то могли читать и по-английски, и по-французски, и по-немецки, а основная масса населения Российской империи, безусловно, иностранных языков не знала.

Пропагандистская деятельность Герцена

Герцен считал, что проведенная Александром ІІ реформа носит грабительский характер, крестьян обманули, не предоставив им возможности свободно существовать в обществе. Герцен считал идеалом общественного устройства крестьянскую общину, то есть объединение крестьян, которое будет само владеть землей, само управлять всеми делами в рамках поселений или в рамках данной общины, и ни перед кем не отчитывается даже перед государством, возможно, за исключением уплаты налогов.

Такие идеи общинного социализма, кроме Герцена поддерживали и многие представители русской интеллигенции 1860-х годов.

Свою пропагандистскую деятельность Герцен начал задолго до реформы 1861 года, Когда еще в 53-м году он создал в Лондоне вольную русскую типографию. Главной идеей, которую он проводил в своих работах, издаваемых тогда, в сочинениях была идея освобождения крестьян от крепостной зависимости. Первая же брошюра, изданная Герценым, называлась Юрьев день.

Вы помните, что именно с Юрьевым днем, 26 ноября, было связано разрешение крестьянам в 16 веке уходить от помещика. Герцен предлагал объявить такой Юрьев день, но распространить его не на тех крестьян, которые могут заплатить пожилое, и таким образом освободиться от крепостной зависимости, а на все крестьянское население Российской империи. Но Герцен был далеко и те идеи, которые он пропагандировал в России, далеко не всегда находили своих сторонников сразу, поэтому центром пропагандистской деятельности должен был стать Санкт-Петербург. В то время это была, как вы знаете, столица Российской империи.

Журнал «Современник»

Здесь люди, недовольные реформой 1861 года, группировались вокруг журнала «Современник», который в те годы издавали Некрасов и Чернышевский. Журнал «Современник» выступил с целым рядом статей, в которых доказывалась необходимость продолжения крестьянской реформы. Главной идеей, разумеется, здесь, как и у Герцена, была идея наделения крестьян землей.

Накал страстей, который бушевал тогда вокруг журнала, был настолько сильным, что в 1862 году власти даже закрыли «Современник».

Официально правдой было объявлено, что издание журнала просто приостановлено и дальше оно продолжит свою работу. Так оно, в конце концов, и случилось, но на самом деле это было самое настоящее закрытие журнала.

Идеи Герцена и Чернышевского

Именно выступление в своей клинике позволили Чернышевскому стать первым настоящим идеологом народничества. И Герцен, и Чернышевский в принципе выступали за одно и то же. Они считали проведенные либеральные реформы неполными, и настаивали на их продолжении и развитии, в первую очередь, в интересах крестьян. Но коренное различие между Герценом и Чернышевским заключалось в их отношении к западному опыту.

Александр Иванович Герцен, как вы знаете, был одним из идеологов западничества. Когда он уехал в Европу, он считался в России, пожалуй, самым главным сторонником революции на европейский манер. Он был действительно влюблен в западные революционные движения, и считал их идеальными и думал, что рецепты этого революционного движения можно будет легко перенести в Россию. Но, когда Герцен оказался в Европе, все оказалось не так просто.

Поучаствовав в политической борьбе, пообщавшись с представителями различных политических партий, Герцен в революционном движении Европы разочаровался. И стал говорить о том, что у России свой собственный путь, что Россия должна развиваться по той схеме, которую она изначально для себя избрала, а европейский путь копировать не нужно. Из за рубежа он разглядел это, как ему казалось, достаточно четко.

У Чернышевского же шансов разочароваться в политической жизни Европы не было, потому что он в Европе просто никогда не бывал. Собственно, спор между идеями Герцена и идеями Чернышевского можно рассматривать даже, как продолжение старой борьбы между славянофилами и западниками. Чернышевский считал, что идеалы Запада действуют и в России, что можно просто взять западный опыт и перенести его на русскую почву, а вот Александр Иванович Герцен по этому поводу высказывался достаточно скептически, он считал, что все-таки необходимо искать свой путь.

Даже после того, как народническое движение сошло на нет, этот спор, о том каким путем идти России европейским или своим собственным, завершён не был. Даже в 20 веке социалистическое течение в русской общественной мысли пыталось построить идеал общества, в котором социализм будет построен отдельно, то есть весь мир будет развиваться капиталистическим путем, а в России будет построен социализм, как тогда говорили, социализм в одной отдельно взятой стране.

Если идеи Герцена объединяли в основном русских эмигрантов, находившихся за рубежом, то теоретические построения Чернышевского нашли немало сторонников и в самой России.

Первая народническая организация

Уже в 1861 году вокруг Чернышевского и журнала «Современник» возникает первая народническая организация, которая получила название «Земля и воля». Смысл этого названия понятен всем, если вы дали крестьянам волю, то дайте им и землю.

Власть была напугана. В Санкт-Петербурге, Москве и еще как минимум десятки крупных городов Российской империи существовали отделения «Земли и воли».

Общее количество членов организаций оставляла несколько сотен человек, а число ее сторонников измерялось тысячами. По сути, получилась настоящая политическая партия, а ведь они в Российской империи вплоть до 1905 года были запрещены. Были и лидеры организации «Земли и воли». В Санкт-Петербурге действовал русский центральный народный комитет, фактически руководящий орган данной партии. Более того, о своей поддержке «Земли и воли» заявила даже часть военных.

В Польше был создан комитет русских офицеров, которые готовили восстание, которое грянуло в 1863 году в Польше, и они заявили о том, что идея «Земли и воли» им близки, и они готовы им оказать по необходимости даже вооруженную поддержку.

Подавление политической оппозиции

Весь либеральный характер реформ Александра ІІ не мешал ему жестоко подавлять любые проявления политической оппозиции. Журнал, как мы с вами уже сказали, был закрыт, а лидеров «Земли и воли» ждали репрессии.

Писарев, Чернышевский, Николай Серно-Соловьевич были арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Фактически получилось, что первая народническая организация распалась практически сразу же после ее создания. Все ячейки были закрыты, а членов этих ячеек ждали политические репрессии.

Первый раунд борьбы народников с государством был явно проигран. Стало ясно, что легальными методами, путем публикации статей и воззваний, открытым обсуждениям политических вопросов, справиться с властью и добиться реализации своих задач не удается.

Народники вынуждены были сменить тактику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий