Русская повседневность второй половины 19 века — деревня

На этом уроке мы поговорим о русской повседневности во второй половине XIX века в крестьянском быту. Вначале рассмотрим расслоение русского крестьянства после реформы 1861 года и тенденции развития этого класса в разных областях России. Узнаем о причинах закрепившегося имущественного неравенства в русской деревне. Познакомимся также с изменениями повседневного быта в деревенской жизни, возникшими под влиянием индустриализации общества.

Крестьянство, как вы знаете — это подавляющая масса российского населения в 19 веке, почти 90%, и конечно, не поговорить о том, как же, собственно говоря, жило основное население России просто нельзя. Итак, российское крестьянство.

Русская повседневность второй половины 19 века — деревня

Отмена крепостного права

Начальная или, скажем так, отправная точка нашего с вами разговора – это, безусловно, отмена крепостного права. Неоднократно уже мы с вами об этом говорили — отмена крепостного права в России – это, безусловно, важнейшее событие в истории нашего государства, потому что рабское состояние основной массы российского населения вплоть до второй половины 19-го века – это, конечно, просто фатальная ситуация для истории нашего государства.

Но историю, что называется не изменишь, ее нужно принимать такой, какой она была, и это очень точная наука. Поэтому мы начинаем с того, что в 1861 году отменяется крепостное право и вот тут начинаются процессы по очень серьезному, скажем так, дифференцированию российского крестьянства, серьезному расслоению российского крестьянства.

Расслоение крестьянства

С одной стороны, русское крестьянство, как бы, расходится на два основных вектора по типу своей хозяйственной организации. Если мы говорим о центральной полосе России, то, как правило, здесь идет очень медленный процесс перестроения вот этого барско-помещичьего типа крестьянских хозяйств, когда крестьяне принадлежали какому-то владельцу, вот этой трансформации крестьянской общины в нечто такое более или менее капиталистическое.

И то — этот процесс затянется вплоть до 20-го века, до реформ Петра Аркадьевича Столыпина. А вот если мы говорим о юге, то там эти процессы пошли быстрее, то на Северном Кавказе, в северном Причерноморье намного раньше появляются фермерские хозяйства и вообще дух предпринимательства на селе получает свое развитие еще в первой половине 19-го века.

И тем не менее, даже в центральной полосе России расслоение крестьянства идет очень бурными темпами. Почему это происходило?

Причины расслоения крестьянства

В силу в общем-то очень простого механизма: если в дореформенной России русский крестьянин в течение жизни мог оказаться, как бедняком, так середняком, так и богатым человеком, то теперь этот статус, это состояние, экономическое состояние — оно становится фиксированным. Почему такая разница?

Дело в том, что в дореформенной России крестьянин принадлежал какому-то помещику, и его благополучие практически во всём зависело от отношения помещика к своим крестьянам. Человек мог разбогатеть, но помещик мог у него все это отнять. В той или иной форме это было в общем-то очень просто сделать.

С другой стороны, теперь, когда крестьяне становится лично свободными, — то состояние, то имущество, которое крестьянин в течение своей жизни зарабатывал, те излишки, которые у него оставались, он мог передать по наследству. В России впервые крестьянство начинает получать полноценное наследство, как бы, гарантированное.

И вот этот факт запускает механизм расслоения российского крестьянства. Теперь действительно на селе очень четко видны богатые, зажиточные крестьяне, середняки и абсолютно разорившиеся, так называемые — пролетаризированные крестьяне (то есть те крестьяне, у которых вообще никакого имущества нет, либо это имущество минимально).

Тут можно, конечно, спорить: почему одни становились богатыми, другие становились бедными. Кто-то может говорить, что бедные люди становились потому, что они сами в этом виноваты — они были ленивы, они пьянствовали, и эта жизнь, безусловно, не способствовала тому, чтобы люди каким-то образом обеспечивали свое благополучие. А дети таких пьяниц и лентяев, даже если они были трудолюбивы, они просто выбиться из этого уже состоянии обедневшего не могли в силу объективных причин.

Крестьянский труд специфический, он достаточно сложный и заработать какое-то состояния в течение одного поколения крайне сложно. Это состояние накапливается годами. Не случайно русское крестьянство, как правило, жило такими патриархальными домами, где отец — глава семьи, он очень рассчитывал, даже не просто рассчитывал — она была совершенно необходима, эта помощь — его детей, его сыновей, прежде всего, которые жили как правило вместе с ним; они все вместе составляли единую ячейку крестьянскую, которая совместно могла богатеть, но по отдельности каждый очень редко становился богатым человеком.

Это будет возможно только уже после того, как начнется реформа на селе. Но она, как мы с вами сказали, будет только в 20 веке. И все-таки, вот те изменения, которые происходили в крестьянской среде, они не носили какого-то фатального характера. Крестьянство все-таки очень консервативно по своему содержанию, по образу жизни, по укладу семейному и поэтому трансформация крестьянства в быту шла крайне медленно. Но все-таки она шла.

Бытовые изменения жизни крестьян

Если мы будем говорить уже конкретно, то есть какие-то детали крестьянской жизни рассматривать, то, например, внешний вид крестьянина меняется мало. Та же самая одежда — те же самые армяки, те же самые тулупы и те же самые картузы. Но все-таки постепенно становится очевидным, что одни крестьяне могут себе что-то позволить более дорогое, более значимое, более престижное для крестьянина; другие нет.

Вот те же самые картузы: какой-то крестьянин победнее мог носить домотканую фуражку, но если крестьянин был побогаче — то он, как правило, стремился себе купить фуражку с лаковым козырьком — это ярко, это броско, это красиво. А для русского человека красиво — это чуть ли не главный показатель твоего социального статуса.

Самым популярным видом обуви по-прежнему были лапти. Но вместе с тем, если человек хотел показать свое достоинство, показать, что он что-то в жизни преуспел, чего-то добился — то обязательно крестьянин покупал себе сапоги и эти сапоги начищались до зеркального блеска.

Денежные траты

Впервые, наверное, вообще крестьяне начинают по-настоящему тратиться. То есть если раньше какие-то средства, какие-то деньги, которые крестьянин мог себе скопить, он, как правило, берег для того, чтобы в трудную минуту воспользоваться этой кубышкой, то есть этой заначкой. Теперь, когда становится понятно, что если я могу реально что-то заработать и это что-то, в общем-то, обеспечено моим крестьянским трудом, то в таком случае — почему бы мне не позволить себе нечто, что выделит меня от окружающих.

Крестьяне начинают покупать себе одежду более лучшего качества. Как правило, мужчины, особенно молодые люди, любили носить шелковые яркие красные рубахи. Безусловно это была одежда исключительно на праздники. Женщины меняют сарафаны на модные тогда костюмчики, состоящие из юбки и шерстяной кофты. Еще раз подчеркнем очень важный момент: среди крестьян впервые появляется мода.

То есть, если раньше было важно то, что ты вообще просто тепло одет, то теперь нет — просто быть тепло одетым или удобно одетым мало. Нужно быть одетым красиво.

Изменения в еде

Меняется и пища. Если раньше, как правило, все-таки, крестьянское хозяйство обеспечивало всем необходимым крестьянскую семью и, как правило, главным продуктом питания был хлеб, были всевозможные каши, была соленая рыба (знаменитый соляной бунт вы наверняка помните: он был вызван тем, что удорожается цена соли, что ведет неизбежно к удорожанию цены на соленую рыбу, а это был главный продукт питания, потому что ввиду отсутствия холодильников хранить какие-то продукты скоропортящиеся без соления было невозможно). Так вот теперь все эти продукты питания уступают место продуктам, которые раньше крестьянин себе позволить просто не мог.

Мужчины начинают пить чай. Причем не просто чай пустой, как тогда говорили, а чай с сахаром. Вообще в Европе бытует мнение, что русские пьют самый противоречивый напиток на земле: они пьют черный чай с лимоном и сахаром. То есть одновременно мы завариваем крепкий чай, чтобы придать ему горечь; потом бросаем туда дольку лимона, чтобы соответственно создать в этой горечи кислинку; а потом все это обильно сдабриваем сахаром, чтобы этот напиток получился еще и сладким.

Европейцы этого не понимают. Но для русского крестьянина это был показатель его достатка: я могу сидеть дома и, как городской обыватель, пить дома чай из собственного самовара. Это вершина крестьянского шика.

Появление праздников

Конечно, праздники. Праздники — это совместное действо. Вообще для деревни, жившей все-таки общиной, крестьянской общиной, и она была нерушима в 19 веке, поскольку этот тип крестьянского бытия сформировался еще в глубокой древности и разрушить его не сможет до конца даже Петр Аркадьевич Столыпин. Но вместе с тем праздники, свойственные русскому народу по типу их душевной организации («Мы хотим каких-то коллективных мероприятий»), а это уж на селе было, что называется главным событием в течение года.

Рождество, Масленица, Крещение — это периоды массовых народных гуляний. Но надо сказать, что даже и не в праздники, в свободное от работы время, хотя крестьянский труд, безусловно, очень сложный и занимал большую часть времени крестьянина, но тем не менее и летом и зимой, все-таки, особенно молодые люди, находили время на то, чтобы устроить какие-то совместные посиделки. А главным на таких посиделках, безусловно, был гармонист.

Музыка на селе

Вообще музыка на селе, музыка в деревне становится обыденностью. И это, безусловно, положительное новшество. Таким образом, мы видим с вами, что 19 век очень серьезно изменивший облик всего мира, серьезно меняет и Россию. Причем он меняет Россию структурно, во всех ее социальных проявлениях.

Меняется облик города, меняется облик городского населения, меняется статус крестьянина и меняется его быт. Да, 19 век, по сути, навсегда превращает Россию в европейскую страну. Мы теперь мало чем отличаемся от других государств, развивавшихся по этому цивилизационному принципу. Но такова российская судьба, мы сами ее избрали и в 20 век Россия входит полноправным членом мирового сообщества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий