На этом уроке мы узнаем о русской повседневной жизни городского населения во второй половине XIX века. Узнаем о начинающемся процессе урбанизации России, о развитии городского коммунального хозяйства, связи и городского транспорта. Кроме того, поговорим о быте и распорядке жизни разных слоев городского населения, об их досуге.
Беря в руки учебник истории, как правило, вы ориентируйтесь на то, что этот учебник будет рассказывать вам о войнах, каких-то политических заговорах, каких-то союзах, противоречиях в экономике, может быть о культуре, но в действительности нашу подлинную жизнь составляет повседневность. То, как мы с вами одеваемся, то, что мы кушаем, то, куда мы ходим в часы досуга. Вот все это и составляет нашу человеческую жизнь, потому что, если вы даже посмотрите на свою собственную жизнь, то, наверняка, вряд ли вспомните в ней какие то отрезки времени, когда бы вы воевали и заключали международные договора. Скорее всего, вся ваша жизнь она, как раз таки, и состоит из повседневности. Так какой же была повседневность в России в во второй половине 19 века? Сегодня мы поговорим с вами о городском населении.
Изменения в социальной структуре
Облик России во второй половине 19-го века очень серьезно меняется. С отменой крепостного права происходят кардинальные изменения в социальной структуре русского общества. Во-первых, оно стало свободным, лично по крайней мере оно стало свободным. Все-таки, о гражданских свободах здесь говорить не приходится, но это в конце концов, и разные понятия. Но лично свободным русское население стало.
И начинается процесс урбанизации, то есть массового переселения сельского населения в города. В России во второй половине 19 века это был процесс, скажем так, не совсем здоровой или вызванный не вполне здоровыми явлениями. Дело в том, что большинство русского крестьянства после освобождения оказалось безземельным, то есть не так уж и много эта реформа об отмене крепостного права русскому крестьянину дала. И люди уезжали в города для того, чтобы, соответственно, каким-то образом улучшить свое материальное положение. Но какими были эти города? Как эти города встречали новое население?
Изменение структуры городов
Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к предыдущей российской истории. Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономические условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение. То есть, если раньше это освещение было, как правило, свечным, это было только в крупных городах, потом там появляются керосиновые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопроводы проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70-е годы 19 века в Петербурге появляется электрическое освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80-х годов. То есть мы видим налицо, все таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот общественный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади. Представьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, который приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилизации — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляется телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится технической. Жизнь, в общем, бьёт ключом. И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России. Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городах.
Как делилось городское население
Но как делилось городское население по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России тогдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление. Поэтому центры городов — это, как правило, было средоточие старой русской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпринимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы строить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, были, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам старой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождающейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономические отношения, тем больше появлялось людей с большими состояниями. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, заказывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды. Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии. То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
Мещане и интеллигенты
Но а что же другие сословия? Конечно, наряду с богатой аристократией, богатым купечеством, в Москве, в Санкт-Петербург да и в других крупных российских городах жили люди и попроще. Это были старые русские мещане, представители мещанского городского населения, это были купцы, это были представители иных сословий, которые смогли выбиться в определенную экономическую нишу и, соответственно, занимать домики одно, двухэтажные где-нибудь вблизи от центра, не так далеко, но все-таки жили намного более скромней.
Отдельной частью русских городов тогда были представители российской интеллигенции. Инженеры, учителя, врачи, представители творческих профессий, как правило, своих домов, своих особняков, особенно где-нибудь в центре, не имели. В силу того, что их профессии не приносили таких баснословных доходов, поэтому, соответственно, они не могли их себе позволить.
Но представители интеллектуальных профессий, все-таки, жили вполне прилично. Как правило, они либо арендовали, либо покупали себе большие, но по современным меркам, даже роскошные квартиры, где-нибудь в центре в престижных, таких респектабельных районах, и эти квартиры превращались по содержанию в нечто похожее на барские дома, но все-таки центром этих квартир, как правило, были рабочие кабинеты или богатые библиотеки. Имеется ввиду богатые, все-таки, по количеству книг, по количеству томов, которые были в этих библиотеках.
Интеллигенты очень гордились сколько у кого книг, соответственно, какое здание кто мог себе позволить и так далее. Тут нелишне вспомнить знаменитое высказывание профессора Преображенского в ответ на предложение домкома Швондера, но это уже, правда, в пору гражданской войны, после октябрьской революции, когда ему предложили добровольно освободить библиотеку, на что профессор Преображенский сказал: «А где же в таком случае я буду читать, если я освобожу библиотеку? Может быть в ванной? Я себе такого позволить не могу».
Студенчество
В университетских центрах, таких как Москва, как Санкт-Петербург, как Казань, как Киев, жило достаточное большое количество студентов. Студенты — это особенная группа, это, все-таки, такая социальная структура, социальная единица, которая отличается от всего другого общества, в силу того, что это молодые люди, это люди, как правило, радикальные. Студенчество всегда и везде имеет какие-то общие черты. Вот русское студенчество семидесятых, вернее даже шестидесятых — это один тип русского студенчества.
Студенты жили, как правило, компактно. Они проживали в, так называемых, латинских кварталах. Это название было заимствовано по названию французских и латинских кварталов, где также проживают студенты Сорбонны и вот, соответственно, в России такие латинские кварталы были во всех университетских центрах.
Там все было для них. Какие-то маленькие харчевни, очень дешевые ресторанчики, пивнушки. Те места, где студенты, как правило, и проводят свое время в промежутке между занятиями, между своими научными изысканиями. В 60 — 70 е годы — это период особенного либерализма, но вы помните, наверняка, реформы Александра II. Меняется внешний облик студента.
Помимо студентов в России появляются студентки. Это уж точно невиданное зрелище. При этом внешний вид даже их был таким нигилистическим. Это выражается в том, что студенты, как правило, носили длинные волосы, носили широкополые шляпы, то есть внешний вид их для их отцов казался совершенно нелепым. А вот девушки курсистки, как их тогда называли, были уж совершенно неподобающим образом одетые. Как правило, девушка для того, чтобы показать свою независимость, свой либеральный настрой, наоборот, остригала волосы. Были очень модные очки в самых нелепых, каких то огромных оправах, и вот такие молодые люди были интеллектуальной элитой тогдашней России.
Жизнь простых рабочих
Ну а как же люди попроще? У людей попроще и жизнь была, соответственно, попроще. Конечно же, русские города не могли обойтись без слободок, в которых проживали рабочие, извозчики, какие-нибудь мелкие торговцы, лавочники и прочее, прочее. То есть тот самый городской люд, который по сути и составлял самую многочисленную часть города. Жизнь здесь была синкретичной, то есть она была такой смешанной, потому что очень большая часть людей, которая проживала в этих рабочих слободах и, соответственно, бедных окраинах, она не потеряла своей связи
с селом, с деревней.
Очень многие из этих людей — это были вот те самые переселенцы, о которых мы с вами говорили в начале урока, поэтому и внешний вид их, то есть одежда, очень часто сочетала в себе такие городские и сельские признаки, то есть мужчины, как правило, носили пиджаки, как правило, заработав деньги, они покупали себе сапоги, но брюки заправляли в сапоги. Это было таким признаком обязательного хорошего тона. Как правило, мужчина ходил в головном уборе, потому что считалось, что ходить без картуза, это значит показать свою несостоятельность.
Утро начиналось с того, что, как правило, мужчины шли пить чай в какой-нибудь харчевне. При этом утро начиналось очень рано, иногда только буквально с рассветом, потому что на рабочую смену нужно было заступать рано, но вот эта обязательная традиция совместного чаепития с товарищами была совершенно неизменна для России. Обедали очень рано тоже, то есть примерно в 12 часов дня. После чего, как правило, люди уходили на полуденный сон.
Эта традиция, которая шла в России, что называется, испокон веков, между прочим то, что человек не ложиться спать днем, то есть не позволяет себе полуденного отдыха, было свидетельством того, что он вообще не является русским. В свое время Лжедмитрия I обвинили в том, что он католик по причине того, что он не спит после обеда, поэтому для России это было совершенно таким устоявшимся законом. Отказаться от этого не мог никто. Это была настоящая русская сиеста.
Нередко рабочие поступали на фабрики и заводы с условием того, что кормиться они будут непосредственно у предприятий. Называлось устроиться на харчах, то есть часть их заработной платы, она, условно говоря, выдавалась в виде готовых продуктов. Но это с одной стороны позволяло сэкономить какие-то средства на пропитание, с другой стороны для капиталиста это было очень выгодно, потому что рабочие не удалялись с завода на длительный промежуток времени, не нужно было потом опять назад сгонять, собирать, потому что, еще раз подчеркнем, все-таки, практика полуденного сна была обязательна совершенно для России, а для капиталиста любой простой — это потеря денежных средств.
Жизнь нищих и бродяг
В то же время в каждом российском городе, более-менее крупном, безусловно, было место, так называемое, злачное, то есть там, где проживали самые уж, что называется, отбросы общества, то есть люди, опустившиеся, нищие, бродяги, какие-то криминальные элементы и так далее. Но если сейчас, как правило, все таки, таких мест в России нет или с ними стараются бороться, чтобы этой концентрации такого криминального состава не было, то тогда, наоборот, власть даже предпочитала такую форму, чтобы криминальные элементы собирались где-то все в одном месте, и все точно знали где они находятся и куда приличному человеку ходить не нужно.
Знаменитая московская Хитровка, Хитрованский рынок — это был, как раз таки, пример того, где собирался самый, самый опустившийся русский народ.
Другими словами, мы с вами можем наблюдать картину нового русского города. Да, конечно, 19 век, стремительный 19 век, безумный 19 век, как пелось в знаменитой песне, он безусловно изменил русское общество. Да, какие-то черты русской патриархальности в нем сохранились. Как сохраняется, в общем то, наверное, абсолютно все, потому что все то, что человеку нужно и интересно, оно не отмирает совсем.
Оно, может быть, просто уменьшается в своем значении, но, тем не менее, какие-то черты национального колорита, все-таки, сохраняются. Но 19 век меняет Россию. В 19-м веке появляется новый российский урбан, появляется новая российская городская культура. И эта городская культура явилась основой для того, чтобы мы получили в конечном итоге город современного типа.