Просвещение и наука во второй половине 19 века — основные изменения

На этом уроке мы поговорим о просвещении и науке во второй половине 19 в. Вначале вспомним о степени развитости образования: в конце 19 века произошло увеличение числа и типов бесплатных школ, расширение программы обучения в них, рост грамотности, развитие высшего образования. Как следствие, получила развитие отечественная наука, которому способствовала и промышленная экономическая составляющая. Узнаем о таких известных ученых и изобретателях, как Попов, Яблочков, Менделеев и др.

Как изменилась русская система образования, после отмены крепостного права? Вообще были ли какие-либо подвижки в этой сфере, после либеральных реформ 60-х годов? Изменения, конечно же, были. И изменения в лучшую сторону. Потому что Россия, в целом, становится намного грамотнее. Увеличивается число образовательных учреждений, в том числе и негосударственных или, так называемых, как бы вне школьных учебных заведений.

Просвещение и наука во второй половине 19 века

Изменения в образовательных процессах

А речь идет о воскресных школах и, если сейчас мы воскресную школу ассоциируем, как правило, с религиозным воспитанием, духовным и религиозным образованием, то тогда это был такой, скажем так, сжатый курс по очень многим дисциплинам. И зачастую, в воскресных школах, образовательные программы выстраивались так, что они были намного богаче, нежели, чем обычная общеобразовательная школа.

Так вот, изменения, безусловно, были. Но ни в коем случае, не стоит заблуждаться. Конечно, Россия все еще оставалась страной, фактически, безграмотной. Потому что количество образованных людей по-прежнему было очень и очень невелико.

Но широкое просвещение общества, как процесс, все-таки уже начинается. Надо сказать, что отношение общества к вопросу образования и государства к вопросу образования, было разным. Дело в том, что в 60-е годы, как вы знаете, прошла знаменитая Земская реформа и земства, которые активно начали работать по всей стране, они занимались в том числе и организацией, так называемых, земских гимназий. И вот число таких гимназий, очень быстро разрослось до тысяч. Если изначально это были очень небольшие цифры, то потом, к 70-ым годам, речь шла уже о десяти тысяч школ, в которых получали образование тысячи людей.

И конечно, тут мы уже можем говорить о том, что общество в какой-то степени шло, как в качестве новатора, в качестве такого маяка для всей остальной системы образования. Потому что государство, прежде всего, отдавало такое почтение или предпочтение церковно-приходскому образованию. Оно считало, что если человек получает совместно с обычным образованием еще и церковное образование, допустим слово Божье учит в большем объеме, нежели чем в земской школе, то значит, это гораздо более благонадежный будет, в будущем, гражданин.

Гимназии

Основным учебным заведением, имеется ввиду средней школы, в то время была гимназия. Но тут была особенность. Гимназии в 19 веке были разделены по половому принципу. То есть, отдельно занимались мальчики. Отдельно занимались девочки. Потому что программы в этих гимназиях были совершенно разные. Девочки изучали один набор предметов, мальчики совершенно иной. Образование мальчиков считалось гораздо более предпочтительным, потому что они в будущем должны были составить костяк и цвет российской образованной молодежи.

Девушки получали образование, как многие, если не говорили вслух, то по крайней мере считали, скажем так, в угоду тенденциям времени. Потому что, ведь, если вспомнить немного назад, то еще в начале 19 века барышни даже из самых именитых семейств, они получали, как правило, домашнее образование, это домашнее образование было для них нечто таким в виде игрушки или так, чтобы было чем заняться пока вы растете.

Развитие высшего образования

До того момента, пока девушка выходила замуж и становилась женой, матерью и исполняла свои уже материнские и супружеские обязанности. Постепенно начинает развиваться и высшее образование, высшая школа в России. Сеть университетов в России была и до этого. То есть в 19-ом веке уже было несколько высших учебных заведений, которые выпускали очень качественных специалистов, разумеется, своего времени. В рамках тех объемов знаний, которые были известны тогда. Но что самое главное, русские университеты в то время, это были по-настоящему кузнецами научных кадров.

Потому что люди, преподававшие в университетах, были одновременно и по-настоящему учеными, которые приносили колоссальный вклад в историю развития мировой науки. Кого мы с вами можем упомянуть?

Изобретение радио

Ну, безусловно, можно поговорить о Попове, создателе радио. Это сейчас для нас радио, во многом, уже такой же устаревший прибор, если и пользуемся мы радиостанциями, то, как правило, это что-то связанное с автомобилем.

Ты едешь в автомобиле или, если ты москвич, то что стоишь в пробке, включаешь радиоприемник и слушаешь новости, музыку или какую-то другую полезную информацию. А было время, когда радио вообще было единственным средством массовой информации, по-настоящему массовой информации. Потому что читать могут далеко не все. Газеты не так оперативны, а радио это такой вот, по сути, вербальный способ общения. Так вот, радио, Попов, физик по образованию, изобретает, безусловно, как физический опыт.

Это передача радиоволн на расстоянии и, соответственно, прибор, который может эти радиоволны улавливать и уже воспроизводить в виде звуков и чего-то ещё. А изначально — это было чисто теоретическое изобретение. Но в ближайшее время, уже в 1900 году, появился прибор, который имел весьма и весьма прикладное значение и не просто прикладное, а в том числе и военное значение.

Может быть, вы помните замечательный художественный фильм, советский художественный фильм «Собака Баскервилей». Вот там был момент, когда сэр Генри вместе с доктором Ватсоном, приезжает в фамильное имение рода Баскервилей, и их встречает очень тусклый, очень невзрачный пейзаж. Сумрак такой, потому что приезжают они ближе к вечеру.

И вот сэр Генри, пытаясь как-то сгладить ситуацию, говорит доктору Ватсону: «Ну ничего, не пройдет и года, я проведу сюда электричество. Вы что-нибудь слышали, доктор, о фонарях в тысячу свечей — это изобретение Эдисона и Свена».

Вот так весь мир действительно знает о том, что лампочки изобрели Эдисон и Свен.

Изобретение лампочки

Но мы-то с вами уж точно знаем и гордимся тем, что лампочку в действительности изобрел наш русский физик Павел Яблочков.

Его устройство не так широко известно, но оно было первым по времени и в общем-то, оно мало чем отличалось от той привычной лампочки накаливания, которой мы сейчас пользуемся в быту. А Яблочков же не получил от этого каких-то серьезных преференций. Но все-таки в науке, серьезные люди всегда отдают должное именно этому изобретателю.

Вообще надо сказать, что 19 век — это такой взрыв изобретательства. Быть может — это такой ответ на то, что теоретических знаний, пока еще миру было недостаточно и спрогнозировать открытие при помощи теоретических изысканий, было еще невозможно.

А может быть, просто не существовало специальных электронно-вычислительных машин, которые сейчас есть у науки и соответственно, они позволяют прогнозировать будущее изобретение. Тогда изобретатели были, что называется, самоучками. Иногда люди, изобретавшие самые удивительные механизмы, в общем изначально, как бы для этого не должны были ни как подходить. Вот русский изобретатель Можайский, например, сделал первый самолет. Он по образованию был военным моряком, офицером русского императорского флота. Но он сделал первый летательный аппарат.Испытание этого летательного аппарата оказались не вполне удачными, потому что самолет разбился.

Но все-таки он поднялся над землей. Он летел. Конечно, можно сказать, братья Райт сделали аппарат лучше. Никто не спорит. Но главное, заключается в том, что в России дух изобретательства, был ничуть не меньше, чем в западной Европе. А почему это было возможно, да потому, что в России становилось с каждым годом все больше и больше образованных людей. А образованные люди могли свои таланты, свой ум, свои способности, соответственно, направить в то русло, которое предполагает Господь.

Итоги

Мы можем и дальше перечислять имена русских изобретателей, ученых, первооткрывателей таких, как например Миклухо-Маклай. Которые внесли в мировую науку огромный, если не колоссальный вклад. Разумеется, в описываемом периоде. Но для нас главное сейчас следующее: в 19 веке, после отмены крепостного права, российская система образования подвергается очень серьезной коррекции.

Во-первых, число образовательных учреждений становится намного больше, а во-вторых – и это самое главное — увеличивается тяга, желание людей к получению образования. Потому что это, если не всегда приносило каких-то материальных благ, то уж, по крайней мере, точно отвечало за то, что люди могли дать ответ на те вопросы, которые их волновали в жизни.

Рекомендуем: Культура России во 2 половине 19 века — музыка, театр, народное творчество кратко

Рекомендуем: Культура России во второй половине 19 века — основные направления художественного творчества

Рекомендуем: Культура России во второй половине 19 века — золотой век русской литературы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий