Положение слоев общества в 19 веке — казачество и мещанство

На этом уроке мы завершаем рассмотрение положения основных слоев русского общества в 19 в. Речь пойдет о специфическом русском сословии – казачестве – и городском сословии мещан. Узнаем о зарождении казачьих войск, их быте и формах управления, государственных задачах, стоящих перед казачеством. Рассмотрим состав мещанского сословия, их права и обязанности, формы управления. Познакомимся с купечеством, тесно связанным с мещанством.

Давайте поговорим с вами о казачестве и мещанстве. Что это за социальные группы, что это за сословия, каковы их права и привилегии. Вот эти вопросы будут темой нашего сегодняшнего разговора.

Положение слоев общества в 19 веке — казачество и мещанство

Казачество

Казачество — такое сословие, специфическое сословие России, правда мы всякий раз употребляем слово специфическое относительно того или иного сословия, потому что действительно для каждого слоя была определенная специфика.

Просто, если допустим, дворянство — это такое сословие, которое можно обнаружить и в других странах, в том числе Европейских странах, духовенство то же самое, да и крестьянство. То казачество — это по-настоящему русская специфика, потому что больше такого сословия нет, пожалуй, что нигде.

Возникновение казаков

Казаки возникают, как ответ государства на необходимость оборонять свои расширяющиеся государственные границы. Скажем так, в древние времена, когда еще не существовало специальной пограничной службы, но, тем не менее, необходимо было каким-то образом противостоять соседям, иногда достаточно буйным соседям, зачастую каким-нибудь кочевникам или соседям, которые проявляют излишнюю агрессию.

Нужно было создать некую систему защиты внутренней территории государства, внутри страны и вот тогда возникла идея о возможности расселения сельских жителей по этим окраинам, передачи им земли в абсолютное право, право собственности. Но в ответ на это они должны будут нести военную службу и будут охранять государственные границы. Вот так возникает это уникальное совершенно сословие в российском государстве.

Это действительно были воины-крестьяне, но их, конечно, ни в коем случае нельзя путать своими поселениями, которые также были в 19-м веке в результате реформы Аракчеева. А там палочная дисциплина, абсолютный воинский регламент, расписывающий даже и гражданскую жизнь военнослужащего, она никакого положительного результата не дала. Это, в общем-то, известная история.

А казаки, несмотря на то, что они были объединены в войска и, например, в 19 веке таких войск казачьих было одиннадцать в России: Кубанское, Терское, Уральское, Донское и так далее.

Так вот, эти войска, они обладали очень серьезными правами, которые позволяли казакам чувствует себя достаточно спокойно и уверенно. Они с удовольствием служили в армии, несли эту, как бы лямку. Почему? Потому что они имели существенные экономические и налоговые преференции, и это было залогом того, что данные войска – это, в общем-то, всегда надежная опора государства.

Повседневная жизнь казаков

Казаки жили в хуторах и станицах, выбирая своих атаманов, подчеркнем выбирая, то есть их начальники были выбранными. Вы можете сказать, это очень схоже с выборами сельского старосты или волостного старосты. Да, некоторая схожесть в этом есть, но все-таки, казачий атаман — это был еще и военный руководитель, поэтому тут и гражданские, и военные формы управления они, как бы, сливались, поэтому тут намного более высокий статус был у атамана.

Помимо этого, нужно учитывать, что все казаки мужского пола по достижению 18-летнего возраста, они все в обязательном порядке служили. В начале три года в специальных подготовительных войсках, то есть они ездили на специальные сборы, где проходили обучение. Это было уже, как бы высшей школой, поскольку, вообще говоря, казаки были в подавляющем большинстве грамотными, то есть при казачьих станицах существовали школы, где, конечно, давалось не такое образование, как сейчас, но основы чтения, письма, арифметики казаки проходили, но, главное конечно, упор делался на физическую подготовку и на военные дисциплины.

Так вот, при достижении 18-летнего возраста человек зачислялся в эти учебные эскадроны или сотни, где проходил обучение в течение трех лет и потом, соответственно, пройдя эту школу, он уже становился полноценным военнослужащим казаком, который раз в году являлся на летние сборы в течение 12 лет последующих.

А в случае, если была какая-либо война и это подразделение направляли на войну, то казак обязан был явиться по первому зову. Причем он обеспечивал себя полностью сам, он должен был явиться в готовой амуниции, то есть должен быть одет, обут, причем по форме, то есть, соответственно, не просто во что горазд, а именно по форме, с собственным холодным оружием, собственным запасом провианта. То есть, казак был намного дешевле для государства, но вместе с тем зачастую намного эффективней.

Расслоение казачества

Все эти финансовые возможности казак имел, поскольку получал от своего казачьего круга и от государства надел земли, пай в размере 30 десятин — это на душу каждого казака мужского пола. То есть получалось, что человек, как бы, гарантированно получал себе кусок хлеба. Но это, конечно, не означает, что казачество было однородно в своей массе, то есть, если ты получил пай, то значит, соответственно и все остальные обладают ровно такими же паями и мы все живем счастливо, потому что одинаково. Нет.

Казачество также было расслоено. Были казаки побогаче, были казаки победнее. Но главное, все-таки, казаков объединяло то, что они были свободны в какой-то части, в какой-то степени и в том числе экономически. Это те гарантии и те привилегии, которых русское крестьянство в подавляющей массе вообще не имело. Только после отмены крепостного права как-то можно говорить о каком-то объединении с казачеством, но только в личном плане, потому что по большому счету крестьянство опять-таки, было принуждено выкупать себе землю.

У казаков она была, поэтому, конечно, ни о каком уравнении статуса казака со статусом русского крестьянина не может быть и речи.

Происхождение русского мещанства

Другим сословием, о котором мы с вами сегодня договорились подискутировать — это русское мещанство. Откуда происходит русское мещанство? Оно происходит из старинных жителей городских посадов. Это такие мастеровые и ремесленные, мелкие до малого владельцы, которые жили по окраинам русских городов.

Но, прежде всего, речь, конечно, идет о Московском посаде, потому что, все-таки, как ни крути, а создание нашего государства в том виде, который мы с вами рассматриваем в 19-м веке — это государство, которое происходит от Московского централизованного государства, соответственно, и посад — это именно Московский посад.

Постепенно польское слово становится таким знаком, который обозначает городское население. Мещанство от слова место, местечко, что означает город. Так вот, это городское население, оно законодательно утверждается только уже Екатериной ІІ в знаменитой ее жалованной грамоте городам. То есть, когда Екатерина ІІ определяет городское население, как вольное, она одновременно и определяет статус городского населения.

Мещане по своему статусу были ниже купеческого сословия, но вместе с тем будучи, по сути, главными налогоплательщиками, главным поданным населением. Они вместе с купцами составляли некую городскую привилегию, потому что те крестьяне, которые проживали в городах, а было и такое, потому что иногда владельцы крестьян, если мы ведем речь о дореформенной России, они брали с собой этих жителей в город, то, конечно, статус мещан и этих зависимых граждан России был не сопоставим. Но, вместе с тем, конечно, мещанство не отличалось какими-то особыми полномочиями, особыми привилегиями. Оно занимало, по сути, такую низшую планку российского мира.

Зависимость мещан

Мещане были зависимы. Зависимы в том плане, что свободно перемещаться по стране они не имели права, то есть для того, чтобы ты съездил куда бы то ни было, даже на очень короткий срок, ты должен был получить специальный временный паспорт, который выдавали тебе власти. А если ты хотел переселиться в другой город, то вообще нужно было брать специальное разрешение.

Оно, впрочем, довольно часто выдавалось. Это не составляло никаких серьезных проблем, но все-таки, это означает, что человек уже в 19-м веке, городской житель, будучи формально лично свободным, все-таки был в какой-то степени закрепощен, он прикреплен к конкретному месту. Считалось, что таким образом лучше соблюдать полицейский надзор.

Если власть знает, кто где живет, то значит, соответственно, гораздо меньше возможностей у кого-то, так сказать, безобразничать, каким-то образом нарушать закон. Но с другой стороны, это означает, что люди в этой стране конечно, были не свободны и это, как по форме, так и по содержанию.

Занятия мещан

Мещане занимались самыми разными делами. Они устраивались на работу в прислугу к богатым жителям городов, как правило, это дворяне либо очень богатые купцы. Они содержали собственные ремесленные мастерские, они содержали какие-то, может быть, мелкие предприятия общего питания и так далее. Условно говоря, каждый занимался кто чем мог. Но это не означает, что мещане бедствовали. Нет.

Мещанское население в России также было очень многослойным и часть мещан, в общем-то, достигала достаточно высоких уровней благополучия и зачастую они переходили в купеческое сословие, в силу того, что купцы, они в такой сословной иерархии стояли на более высоком уровне. С другой стороны, часть купечества, особенно купцы третьей гильдии, то есть самый низший порог купечества, они, наоборот, стремились перейти в мещанство для того, чтобы, как бы приравняться с общегражданским населением страны, а иногда и для того, чтобы немножко снизить налог, если была такая лазейка в то время.

Изменения социального положения городов

Кардинальные излом русского общества, городской Руси, происходит после отмены крепостного права. Потому что по-настоящему большие массы крестьян, безземельных крестьян, начинают отправляться в города. Они селятся кто где и как может. Они составляют городскую бедноту. Отчасти некоторые, оседая, начинают заниматься тем, чем занимались всегда, то есть сельским хозяйством.

Они покупают себе домик или строят какое-то жилище и покупали небольшой надел земли, который назывался огород. И вот, возделывая этот огород, они реализуют товары с него на рынках, за счет этого жили. То есть получается такой симбиоз города и деревни. Это, конечно, очень серьезно повлияло на изменение социального положения городов, на изменение статуса городского населения.

Старое мещанство получается более привилегированным, потому что они старые жители городов. Но, в конечном итоге, это приведет к тому, что будет создан особый тип русской городской субкультуры.

Рекомендуем: Положение основных слоев общества во второй половине 19 века — пролетариат

Рекомендуем: Положение основных слоев общества — крестьянство 8 класс 

Рекомендуем: Геополитическое положение России — рубеж 19-20 веков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий