Положение основных слоев общества — крестьянство 8 класс

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о крестьянстве. Познакомимся с дореформенным укладом жизни крестьян – крестьянской общиной. Узнаем об особых законах и волостном суде, о других органах общинного самоуправления. Далее рассмотрим положение крестьян после отмены крепостного права, главным последствием которой стало расслоение крестьян.

Крестьянство — самое многострадальное сословие России, самое многочисленное сословие России. Как изменилось? И изменилось ли в лучшую или худшую сторону положение российского крестьянства в 19-м веке.

Положение основных слоев общества — крестьянство

Крестьянское сословие

Русское крестьянство по-настоящему было главным сословием нашего государства. Крестьяне численно превосходили все сословия вместе взятые и составляли свыше 90% населения. Но по своим правам, даже после отмены крепостного права в 1861 году, крестьяне все-таки были очень существенно ущемлены.

А государство в лице политического руководства да и вообще, как система не очень-то верило своему собственному населению; оно считало, что это население темное, неграмотное, и, кстати говоря, в этом было оно абсолютно право, потому что грамотность тогдашнего населения (крестьянского имеется в виду) составляло очень низкий процент: не выше 17% вообще умели читать или писать; остальные не умели ни читать, ни писать, а значит, соответственно, стоит ли доверять этим безграмотным людям.

Давайте ими управлять сообразно отчасти их желаниям, их традициям, их устоям, а отчасти таким специфическим повелением, волеизъявлением самого государства. Вот поэтому крестьяне составляли такую специальную корпорацию, хотя чисто формально этот термин никогда не употреблялся.

Крестьянские общины

Корпоративность крестьянского быта обуславливалась той формой, в которой крестьяне жили; а жили они совместными общинами. Больше ни одно сословие в России не было принуждено вот к такому типу жительства; и даже мещане и горожане, они обладали определенными правами свобод намного более широкими; а здесь речь шла о такой круговой поруке.

Крестьяне были вынуждены жить своими сельскими общинами, а несколько таких общин составляли волость — такую главную техническую административную единицу крестьянского мира.

Крестьяне были ограничены в перемещении — им нельзя было мигрировать по стране. Эта привязанность к месту, где ты родился, эта привязанность к твоей непосредственно крестьянской общине (сельской или волостной) она, как бы, обуславливала эту замкнутость этого мира.

Как правило, русский сельский житель не знал ничего того, что происходит за пределами привычного его круга. Ему вполне всего хватало, он всё свободное время тратил на работу, поэтому свободного времени у него попросту не было. Вообще, тогда сказать крестьянину, что ты занимаешься праздностью, было пожалуй каким-то даже оскорблением, поскольку крестьянин не мог себе позволить заниматься праздным времяпрепровождением, он всегда работал, он постоянно трудился. Это было частью его повседневной жизни, он просто иного быта не знал.

Органы управления крестьянством

Как же управлялись крестьяне? Верховным органом управления крестьянства был сельский сход – это, когда все мужчины, а позднее, между прочим, уже и женщины, соответственно, участники данной сельской общины, собирались и решали какие-то совместные дела. Этих дел было не так уж и много, но главным из них был выбор сельского старосты.

Самый уважаемый чиновник внутри сельской общины — староста — был очень важной персоной в крестьянской общине. Но сход выбирал не только старост, он выбирал в том числе и сборщика подати, поскольку после отмены крепостного права это финансово-денежное бремя легло на крестьянские плечи довольно тяжело.

Если раньше приходилось отрабатывать часть такого налогообложения на барском поле, то есть нужно было нести барщину, то теперь, как правило, крестьянин должен был монетарно, то есть за собственные средства, откупиться от государства: должен был выкупить эту землю (знаменитые «выкупные платежи», которые он получал после отмены крепостного права), он должен был расплатиться с банковским кредитом, он должен был заплатить какие-то иные подати и т.д.

То есть, условно говоря, крестьянин должен был стать экономической единицей, а одному ему это сделать было практически невозможно. Поэтому, как правило, крестьяне действовали сообща.

И вот они выбирали, соответственно, человека, который отвечал за налогообложение, они выбирали людей, которые потом в дальнейшем решали крестьянские дела, дела данной общины уже на волостном сходе, и были представителями данной конкретной общины на общем собрании всех христианских общин волости.

Волостная община в свою очередь выбирала уже волостного старосту, и он отвечал за довольно крупное уже административное формирование, хотя, безусловно, он подчинялся государственным чиновникам, но в его функции входило очень важное ответственное поле: он возглавлял волостной крестьянский суд.

Волостной суд

Дело в том, что какие-то проступки, а вернее даже не проступки, а преступления уголовного характера, безусловно, рассматривал уже, соответственно, Суд Российской Империи, мировые судьи и так далее, так далее. Это было фактом неприкосновенным, но крестьянская жизнь очень широка и там очень много было обычаев, традиций и устоев, которые никак не подпадали под законы Российской Империи, но вместе с тем являлись, скажем так, обязательными требованиями для нормальной крестьянской жизни.

Это обыденное право, эти социальные нормы, которые не могли быть зафиксированы в общей системе законов Российской Империи, они должны были быть кем-то урегулированы. Они регулировались волостным судом. Волостной суд имел право осуждать крестьян по таким делам, которые сейчас могут показаться даже смешными. Например, крестьянина могли осудить за то, что он пьянствует; или за то, что он бездельничает.

Крестьян могли осудить даже за то, что они занимаются колдовством или ворожбой, то есть понятно — такие вещи рассматривать в суде общей юрисдикции было невозможно. Любой адвокат тут же бы отмел с точки зрения закона все обвинения, но крестьянской общине для того, чтобы нормально поддерживать свою жизнедеятельность, где все зависят ото всех, безусловно необходим был такой орган.

Православие крестьянства

Это было еще и в силу того, что крестьянская община была по сути самым архаичным наследием Российской Империи. В силу отсутствия образовательного ценза, вообще отсутствия каких бы то ни было основ образования среди крестьян, в силу того, что крестьянство исповедовало православие, исповедовало его, скажем так, в самой низкоинтеллектуальной форме, если можно так выразиться, крестьяне были скорее набожными, нежели верующими. В чем тут отличие?

Крестьяне очень четко знали, что быть православным — значит, быть русским; они точно знали, что быть православным — значит, ходить в церковь, значит, ходить на службу, значит, отправляться какими-то празднествами, исполнять их согласно установленного неизвестно кем регламента, зачастую, между прочим, очень сильно расходящегося с официальной трактовкой по необходимости праздника у русской православной церкви.

И тем не менее, быть русским, быть крестьянином — значит, быть сопричастным к этой жизни. Но при этом крестьяне ведь не читали Библии. Как правило, они не понимали того, о чем говорит священник, да и священники очень часто крестьянских общин, это сельские приходы знаменитые, они были очень бедными, они мало отличались от самой крестьянской общины. И, соответственно, образовательный ценз этих священников был не очень высок.

И вот все это вместе и создавало такую определенную корпорацию, которая и регулировалась изнутри собственными понятиями, собственными принципами.

Результаты крестьянской реформы

Конечно, крестьянская реформа нанесла очень серьезный удар по российскому крестьянству. Вы скажете: «ну, как же так, это же абсурдное утверждение! Крестьянская реформа облегчила положение крестьян. Если раньше они были по сути собственностью, рабами, того или иного господина, то теперь они получили право свободы» Да, это так.

Но одновременно с правами свободы, русское крестьянство получило и массу экономических проблем. Не очень красивый пример, но, все таки, довольно наглядный: если у кого-то из вас есть дома домашнее животное, которое вы любите, вы его холите, вы его лелеете, вы его кормите, вы с ним гуляете и так далее. И вдруг вы в один день приходите домой и говорите: «Все, Шарик, ты свободен, ты свободная личность. Иди!» Открываете дверь и предлагаете вашему питомцу уйти. Как вы думаете — это будет легкий шаг для вашего любимца? Он будет воспринимать это, как предательство.

В какой-то степени крестьяне, безусловно, были довольны тем, что их освободили, но они были бы по-настоящему довольны, если бы их освободили с землей. Но их освободили без земли — их заставили выкупать те земельные наделы, которыми они изначально и пользовались. Но это был обман. Александр II не мог пойти на то, чтобы выбить из-под себя, что называется, основы государства; он не мог настолько сильно обидеть дворянство, оставить его без средств к существованию.

Дворянство на тот момент, на момент отмены крепостного права, никаких иных доходов фактически и не имело, кроме, как от своих крепостных крестьян. Так вот он не мог пойти на то, чтобы их совершенно разорить — они бы взяли в руки оружие и пошли против императорской власти. Поэтому крестьянство оказалось заложником этой реформы.

Для нас важно что? Что в этот момент начинается очень серьезное расслоение крестьянского мира. Да, крестьяне были объединены в общины, мы с вами об этом сказали. Они были связаны корпоративной этикой быта. Преодолеть эти принципы было невозможно, просто в силу того, что это особый уклад жизни, особый уклад мира. Но важно то, что все таки это крестьянство становится неоднородным — выделяется очевидно богатое крестьянство.

По какому принципу делились крестьяне

Появляются люди зажиточные, что ранее на селе было невиданно. С другой стороны появляются совершенно нищие крестьяне, при этом мерилом главным для определения того, богат ты или беден, было наличие лошади. Почему? Да потому, что конская сила тогда в прямом смысле слова — это главное богатство крестьянина. На лошадях можно было обрабатывать землю, а как делать это, если у тебя нет тягловой силы?

Тебе приходилось батрачить, то есть наниматься на работу к тем же крестьянам побогаче. И это, безусловно, обуславливало этот процесс расслоения крестьянского мира. Очень многие крестьяне уезжали из деревень, просто потому, что они не могли более справляться с экономическими условиями жизни. Иногда получалось так, что мужчины уезжали из села в город на заработки, работая на каких-то поденных работах, а женщины оставались в деревне и в силу этих причин они становились совершенно, скажем так, людьми иного статуса.

Потому что раньше женщина — она имела в крестьянском хозяйстве намного меньший статус. Женщина – это, согласно домостроя, тесто. Тесто, которое лепит муж. А теперь, если муж уехал на заработки и очень подолгу не бывает дома, значит, кто ведет все хозяйство? Она. Она — хозяйка дома. Вот так русское крестьянство начинает меняться — это процесс медленный, очень постепенный. Почему? Да потому, что сам по себе крестьянин был крайне консервативным человеком, и крестьянский мир тоже был консервативен, но эти процессы идут.

Итоги крестьянской реформы

Поэтому подводя общий итог, мы с вами должны сделать такой вывод у себя в голове: мы видим русское крестьянство в 19 веке изменившимся. Оно меняет свой социальный статус, оно обретает свободу, оно меняется внутренне, начинаются процессы расслоения русского крестьянства.

Меняется статус участников крестьянской жизни: женщина становится совершенно иным фактором крестьянского быта, крестьянского мира. И тем не менее, крестьянство оставалось для России проблемой. Это такой спящий океан. Его необразованность, его забитость, его раболепие перед властями – это, безусловно, был потенциал. Потенциал, который рано или поздно должен был сыграть свою историческую роль. И он сыграл эту историческую роль. Но сыграл уже в 20-м веке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector