Положение основных слоев общества — духовенство и интеллигенция

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о духовенстве и русской интеллигенции. Рассмотрим состав русского духовенства – черное и белое (так называемое мирское), его место в жизни общества. Упомянем реформы положения священников и церковного обучения. Узнаем о проблемах русской интеллигенции, познакомимся с личностями Айвазовского, Шаляпина, П.Я. Чаадаева и др.

Сегодня мы поговорим с вами о духовенстве и о русской интеллигенции. Давайте начнем с духовенства. Тем более, что это было привилегированное сословие русского общества, хотя в действительности, при ближайшем рассмотрении, мы можем с вами видеть, что положение этого привилегированного сословия, было зачастую не всегда таким уж однозначным. Русское духовенство делилось на две части: это, так называемое, черное духовенство и белое духовенство. В чем здесь смысл?

Положение основных слоев общества — духовенство и интеллигенция

Черное и белое духовенство

Это разумеется не противоборствующие какие-то группы, а это единое тело русской церкви, русской православной церкви. А тогда, в изучаемый период, именно русское православие, было государственной религией. Более того, надо сказать, что даже национальность определялась через вероисповедание. Говорили представители коренной национальности, коренной народности, если человек, соответственно, исповедует православие. И было неважно, в общем, какой он в действительности национальности.

Так вот, две части русской православной церкви, как бы отделились, в силу того, что одна часть черное духовенство — это были монахи, то есть монашествующие священнослужители. Это в последующем они могли становиться архиереями и епископами. То есть, условно говоря, это были люди, которые, как бы, отрешились от мира, в пользу служения Богу. И в дальнейшем, они могли рассчитывать на самую высокую карьеру в рамках православной церкви. Белое духовенство – это, так называемые, мирские священники.

То есть, это священники, которые остаются в миру. Они живут среди своих прихожан, они имеют право жениться, создавать семью и в общем-то несут слово пастырское напрямую к тем людям, которые и составляют их окружение.

Положение русских священников

Но положение русских священников, как мы с вами уже сказали, было в общем совсем неоднозначным. Причин здесь было много, но, пожалуй, главной причиной был тот факт, что сельские священники, они жили, в общем-то, жизнью неотрывной от сельской общины, а сельские общины, как правило, в России были бедными. Отсюда, соответственно, и было бедственное положение сельских священников.

Выйти за рамки этого, скажем так, материального неблагополучия, было крайне сложно. Потому что вообще русские священнослужители представляли из себя такую замкнутую корпорацию. Дело в том, что, как правило, после смерти приходского священника, его престол, его паству принимал на себя его сын, либо кто-то из ближайших родственников, кто-то, кто мог исполнять соответствующие обязанности. И вот эта корпоративность, она, как бы, не давала с одной стороны влиться в ряды священников кому-то извне.

А с другой стороны, она сохраняла вот это бедственное положение, материальное положение, русского священства, работавшего с простым человеком. После реформ 1861 года, государство попыталось каким-то образом, эту ситуацию исправить. В 1862 году было создано специальное присутствие, как тогда говорили. То есть, это по сути была какая-то комиссия, которая должна была разработать меры по улучшению материального положения русского священства. В общем-то, все церковные иерархии, которые входили в состав священного синода, также просто государственные чиновники, заинтересованы в решении данного вопроса, они к определенному мнению пришли.

И в конечном итоге, все-таки, положение русских священников, приходских священников, оно стало улучшаться.

Главный итог либеральных преобразований

Но пожалуй главным итогом вообще либеральных преобразований, следует назвать тот факт, что теперь официально было отменено вот это корпоративное устройство русской православной церкви. Дело в том, что теперь наследовать, как бы автоматический приход, родственники умершего священника не могли. И самое главное, еще второй момент — это то, что теперь на обучение в семинариях не требовались какие-то специальные ограничительные преодолевать барьеры.

Потому что все барьеры и все рамки, ограничивающие поступление в духовные учреждения, учебные учреждения, были отменены. И в церковь, что называется, пошли широкие массы населения. Там оказались теперь и люди самых разных сословий. Это безусловно привело к очень серьезной либерализации церкви вообще. Но не стоит, конечно, считать церковь самым либеральным институтом русского общества. Это, конечно же, не так.

Церковь была таковой, каковым было государство, каковым было время, она отвечала, соответственно, существующим реалиям.

Русская интеллигенция

А вот по-настоящему либеральной в России, была русская интеллигенция. Это очень интересное сословие. Его даже трудно назвать сословием, потому что это скорее всего, какая-то прослойка общества.

Хотя русская интеллигенция к концу 19 века была в общем достаточно многочисленной. Некоторые ученые полагают, что в общей сложности к русской интеллигенции можно причислить свыше 800 тысяч человек. Кто эти люди? Это люди получившие высшее образование. Представители самых разных сословий, но всех этих людей объединяло такое общее понимание того, что интеллект в России, к сожалению, является невостребованным.

Учителя, врачи, инженеры, художники, писатели, поэты — эта огромная армия, если можно так сказать, умных, образованных людей в России, к сожалению, оказывалась в таком, ну если не экономическом вакууме, то в достаточно ущемленном положении. Причин опять-таки, как всегда, их много. Одна причина вряд ли когда-либо в жизни бывает. Но вот здесь действительно было много самых разных причин.

Причины ущемления интеллигенции

Начиная с того, что русский капитализм развивался по совершенно особенному образу, и далеко не всегда капиталистам было выгодно, чтобы к ним на работу поступали образованные люди. Им не нужно было много образованных, дорогих работников. С другой стороны, государство не очень-то хотело заботиться о том, чтобы массы населения все больше и больше были образованы в этой стране. Потому что образованный человек, в конце концов, для государства, особенно такого типа, какой была российская империя, это опасный человек.

Начнёт задавать вопросы, начнет, о чем то задумываться, все ему будет не так, все ему будет не этак. И не дай бог возьмет еще в руки оружие, прочитав предварительно какую-нибудь ненужную, нелепую книжку. Вот поэтому лучше б этих людей вообще много и не было. Но после реформы 1861 года, ну и далее, конечно, просто мы берем 1861 год, как такой рубеж, пожалуй, один из самых важных рубежей в российской истории. Так вот, после 60-х годов, ряды интеллигенции начинают пополняться очень серьезно и дворянством, и купеческими сыновьями и сыновьями священников и так далее, так далее, так далее.

И появляются такие имена, что отмахиваться, просто так уже от интеллигенции было невозможно. Ну, как отмахнуться от историков Ключевского и Соловьёва. Или как можно отмахнуться от Айвазовского? Даже сам Николай I говорил, все, что будет нарисовано Айвазовским, я обязательно куплю. Притом, что там критиковали, безусловно, Айвазовского, говорили, что вот он какой-то уж очень быстро пишущий автор. Вместе с тем, все-таки, это заслуженный художник. Это академик и всеми признан. И очень много появляется вот таких людей, которых просто так выбросить, сказать, что их нет — было нельзя.

Это настоящее достояние России. Тот же самый Шаляпин. Ну, как можно было сказать, что ну раз ты выходец не из того сословия, раз ты вот какое-то такое промежуточное состояние имеешь… или Чехов — ты же купец, куда же ты лезешь со своим интеллектом в написании книжек, постановку пьес, вселенского содержания. Нельзя было так поступить, потому что общество в 60-е — 70-е годы оно очень серьезно изменилось. И государство конечно, делает некую коррекцию своих взглядов на интеллигенцию.

Но вместе с тем, экономическое положение людей, связанных с умственным трудом, к сожалению, в России не улучшалось. Вот эта материальная не обустроенность, это отсутствие взаимосвязи между хорошим университетским образованием и достатком жизни, оно приводило, безусловно, к озлоблению. Люди выучившиеся, люди много знающие и люди, не могущие применить на практике эти знания и умения свои, не могущие применить на практике свои таланты, конечно, озлоблялись на общество.

Они видели в нем несправедливость. Они понимали, что так нельзя, нужно что-то менять. И вот это недопонимание между государственной политикой и взглядами образованных людей друг на друга, в конечном итоге сыграло с Россией очень и очень злую шутку.

Рекомендуем: Положение слоев общества в 19 веке — казачество и мещанство

Рекомендуем: Положение основных слоев общества во второй половине 19 века — пролетариат

Рекомендуем: Положение основных слоев общества — крестьянство 8 класс 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий