Общественное движение в 80 — 90 годах 19 века — марксисты и консерваторы

На этом уроке мы продолжим рассмотрение общественного движения в России в 80–90 гг. Рассмотрим марксистов и консерваторов, узнаем о зарождении марксизма в России и ослаблении положения народников. Познакомимся с первой русской марксистской организацией – группой «Освобождение труда», лидером которой был Г.В. Плеханов. Узнаем о зарождении консерватизма как противовеса радикальному революционному движению.

Давайте поговорим с вами сегодня о марксистах и их антиподе — о консерваторах. Разгром народнического движения привел в смятение все революционное движение в России. И самое главное, что он заставил самих народников, оставшихся из тех, кого не поймали, не отправили на каторгу, в ссылку или не казнили вообще, так вот, у оставшихся народников возник вопрос, а правильна ли была их идеология?

Общественное движение в 80 - 90 годах 19 века — марксисты и консерваторы

Не оправдавшая себя идея

Вот это основная идея, на то, что убьем царя и этим фактом, вот этим действием мы возбудим российский народ к революционным событиям — она совершенно не оправдалась. Потому что, ведь царя убили, а русский народ воспринял это как трагедию, а не как повод к тому чтобы восстать. Вот тогда возник вопрос и возник спор, а собственно говоря, правильно ли были все эти действия? Зачем мы это делали, если смысла в этом в конечном итоге не оказалось?

Мало того, что не оказалось смысла, наша организация была разгромлена, все идеологи, все руководители были попересажены или повешены, так что ж в таком случае опускать руки и перестать сопротивляться?

Поиск новой идеологии

Начинается период поиска русским народничеством. Поиска новой идеологии, новой концепции. Ради чего нам вести революционную борьбу? Какова конечная цель? Ведь от постановки цели, в общем-то, зависят и средства, и сам напор, натиск революционной борьбы, да и вообще любого действия. Нужна четко оговоренная цель.

И вот тут на помощь русскому революционному движению приходят идеи Маркса. Маркс выдающийся немецкий философ, примерно в это время он начинает активно издаваться на Западе.

Марксизм

Его идеи находят большое число сторонников на западе, но в России Маркс не переведён. Больше того, даже иностранные издания Маркса в России запрещены, а значит, широкой известности марксистская теория здесь обрести не может. На помощь приходят образованные интеллектуалы. Первым русским марксистом-революционером становится Плеханов. Он же и переводит труды Маркса на русский язык. Конечно, это был очень ограниченный круг читателей. Плеханов перевел на русский язык «Капитал» Маркса.

Он был нелегально издан типографией, очень ограниченным тиражом и начинает распространяться по стране, но даже с учетом всех этих событий понятно, что число людей, понимающих хоть что-то в марксизме было очень малым. Потому что ведь мало Маркса прочесть, нужно же еще Маркса понять. Это очень сложная философская концепция, а значит, что большинство из, так называемых, российских марксистов — это были, как правило, люди сагитированы.

Вот кто-то, когда-то, где-то читал, кто-то что-то может кому-то пояснить и вот, если тот человек, который пояснял, был достаточно красноречив, то он действительно мог постепенно сколотить вокруг себя какую-то, так называемую, марксистскую группу или марксистский кружок. Вот из таких марксистских кружков постепенно складывается новое русское революционное движение.

Первая марксистская организация

Сам Плеханов, к этому времени, находился за рубежом и именно там, за границей, он формирует первую российскую марксистскую организацию, называемую «Организацией освобождения труда».

В нее вошли ряд видных русских революционеров, правда эмигрировавших также, как и сам Плеханов. Была там, между прочим, и знаменитая Вера Засулич. Так вот эта партия «Освобождения труда» концептуально меняет подход к русскому революционному движению. Она отказывается раз и навсегда от всякой связи с народничеством. Она говорит, что народники шли по тупиковому пути. Они были не правы изначально. Не правы в том случае, что они неправильно оценивали потенциал российского народа.

В России нет пролетариата, а с точки зрения Маркса, именно пролетариат — главная опора. В России большинство населения крестьянство. Значит, для того, чтобы совершить революцию в России нужно создать пролетариат. В России пролетариат нужно просветить, вооружить его главной революционной концепцией — марксизмом, а уже потом совершить революцию. Главный вывод из того, что мы с вами здесь сейчас говорим, то есть главный вывод для Плехановцев, для новых русских марксистов заключался в том, что в России действительно строится капитализм и теперь они признают неотъемлемую взаимопроникновенность российской истории и западноевропейской.

В то время, как народники настаивали на том, что у России свой самостоятельный путь развития.

Российский консерватизм

Ну а, что же в противовес русскому революционному движению? В противовес русскому революционному движению, выступал российский консерватизм. Слово «консерватизм» происходит от древнегреческого слова, означающего незыблемость, неизменность, степенность, спокойствие, умиротворение. Тут очень много можно подбирать аналогов, главное в том, что русские консерваторы не желали изменения ни социального, ни политического для русского общества.

Они полагали, что Россия развивавшаяся очень длительное время вне контактов с западноевропейской цивилизацией. Россия, как государство, раскинувшееся на целый континент, объединяющее в своем составе колоссальный народ. Колоссальный, в том смысле слова, что оно состоит, как колос из большого количества зерен и каждое зернышко уникально, каждое — особенное. Потому что каждый из народа, входящий в состав российского государства, практически не похож на другой — это другой язык, иногда другая конфессия.

И вот это огромное сообщество не может, просто брать и тупо копировать западноевропейскую модель развития. Она противоречит нашей природе, а значит, в таком случае о каком изменении существующей модели, существующей уже к тому моменту почти тысячу лет, может идти речь. Выразителем этой концепции был Константин Петрович Победоносцев. Рупором, политическим рупором этих идей, становится Катков и его издания.

Это достаточно большое количество журналов, газет, которые распространялись по всей территории российской империи. Были такими официальными голосами российского государства. Сам Катков был убежденным монархистом. Он считал, что иного пути у российского государства нет. Это не был человек не интеллектуальный. Наоборот, он был очень хорошо образованный, очень интеллектуальный человек и монархизм был его добровольным и естественным выбором.

Сказать о том, что консерваторы были душителями либеральных свобод в виду того, что они были ограничены в своем этом миропонимании, ни в коем случае нельзя.

Тайная организация консерваторов

Это все были очень умные люди, но просто их взгляд на жизнь очень серьезно отличался от взглядов русских либералов и, уж тем более, от взглядов революционеров. Между прочим, консервативные круги в России пытались бороться с революционерами их же способом. То есть в ответ на нелегальные террористические организации революционеров — народников, а потом марксистов, консерваторы создали свою тайную организацию «Священная дружина» и она должна была воевать с революционерами их же оружием.

Она должна была громить их типографии, выслеживать революционеров и физически их устранять. В конечном итоге, государь отказался от подобного, скажем так, типа помощи и объяснение было следующим: Александр III считал, если власть опирается на тайные общества, которые должны эту власть защищать, значит эта власть слаба. Показать это, это значит показать свою собственную слабость и расписаться в своей собственной слабости. Александр III с этим никак смирится не мог.

Он был человеком очень жестким, очень физически крепким лично и он считал, что и российская власть, и власть российских императоров так же сильна, как и он. Значит никаких помощников, добровольных, российской монархии не нужно. Поэтому он никаких серьезных действий против священной дружины не предпринимал. Полиция не преследовала дружинников, но их просто мягко попросили самораспуститься.

Итак, мы с вами можем констатировать следующую картину. 80-е, 90-е годы — это годы серьезного изменения политического спектра в России.

С одной стороны, влияние народников, а вообще, влияние революционного движения в России очень сильно спадает. Вместе с революционерами снижается роль и русского либерализма. Наоборот, консервативные круги набирают все большую силу и вообще консерватизм становится, ну скажем так, самой приличествующей геологией в России в указанный период времени. Но эта ситуация продлится недолго. Уже начало следующего века в корне изменит российскую государственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий