Культура России во второй половине 19 века — золотой век русской литературы

На этом уроке мы рассмотрим так называемый золотой век русской литературы. Вначале расскажем о целях и месте русской литературы в жизни общества, об основных тенденциях ее развития во второй половине XIX века. Узнаем об одном из главных художественных направлений – критическом реализме. Познакомимся с великими писателями этого периода: М.Е. Салтыковым-Щедриным, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, Ф.М. Достоевским, Н.А. Некрасовым и др. Узнаем об основных идеях их творчества.

Говоря золотой век, мы все-таки немножко утрируем, потому что мы будем говорить с вами о второй половине 19 века. И, соответственно, мы коснемся тех произведений, произведений тех писателей, которые работали в этот период. А вообще золотой век – это, конечно, весь 19 век. Как же трансформировалась русская литература, что стало теперь ее основным вопросом.

Культура России во второй половине 19 века

Литература

Вообще надо сказать, что литература в этот период была безусловным лидером в сфере художественного творчества в России. И объяснение здесь совершенно очевидное. Сейчас вы можете пользоваться огромным количеством всевозможных источников информации, вы можете обмениваться между собой самыми разными источниками информации и информацией вообще.

Есть социальные сети, да сам по себе интернет — это колоссальная площадка для обмена информацией. У нас с вами есть еще телефоны, причем телефоны очень многофункциональные. У нас есть телевидение, у нас есть радио, у нас есть газеты. Мы стали намного мобильнее, потому что появилась большая возможность по перемещению, причем не только внутри нашей страны, но и вообще перемещению в пространстве; мир стал намного более сжатым.

А 19 век в России — это совершенно иная среда. Люди живут по сути таким локальным миром. Да, конечно, они уже довольно много знают об окружающем мире; да они имеют возможности перемещаться – какие-никакие, но железные дороги в России уже к этому времени были. Но ведь средств информации по-прежнему очень и очень мало.

И самое главное — даже вот те средства информации, которые на тот момент были — это газеты и очень немногочисленные журналы, — они все были подконтрольны государству, потому что они проходили специальный орган, цензурный надзор, и безусловно они корректировались. Поэтому литература превращалась в такую трибуну, в площадку где человек свободной мысли мог высказать, иногда завуалировано, то есть скрыто, какие-то свои мысли, какие-то чаяния, надежды, в общем донести до широких масс читателей то, что было у него на душе.

Критический реализм

Вот почему ведущим направлением в русской литературе 19 века становится так называемый критический реализм. Что это значит? Это значит, что мы имеем некую реальность, и эта реальность, к сожалению, нас может во многом не устраивать. Вообще, критический взгляд на окружающий мир – это норма. Мы всегда видим недостатки и мы говорим об этих недостатках и это, в общем-то, позволяет нам делать наш мир лучше.

Но нужно учитывать тот фактор, что все-таки мы имеем дело с Россией конца 19-го века, второй половины 19-го века. Это очень специфическое государство. Здесь совсем недавно было только отменено крепостное право; здесь начинает развиваться капитализм, причем в не самой приятной для него форме, прямо скажем.

Поэтому конечно, недостатков, огрехов, которые видят интеллектуалы, видят образованные люди — их великое множество. И поэтому в литературе вот это направление критического отображения реальности — оно становится ведущим, центральным и еще раз подчеркнем — это, в общем-то, вполне объяснимо.

Наиболее значимые авторы

Давайте попытаемся просто бегло охарактеризовать деятельность некоторых наиболее значимых авторов. Мы обозначили, что в это время самым главным направлением был критический реализм. Но это не означает, что отображение окружающей действительности было детализировано вплоть до какого-то фотографического образа. Да и вот потом оно подвергалось какому-то критическому анализу. Нет.

Если мы посмотрим на русскую литературу этого времени, то окажется, что там достаточно много авторов, которые пишут каждый по-своему. Но несмотря на разницу во взглядах, несмотря на разницу в подходах к написанию своих произведений, все-таки они, конечно, пытались донести одну общую мысль — что с Россией что-то не так и что-то нужно делать.

Салтыков-Щедрин

Ну вот, если допустим вы вспомните произведения Салтыкова-Щедрина, то вроде бы какой же реализм? Никакого реализма здесь нет. В «Истории одного города» вообще есть такие персонажи, которые в реальной жизни просто невозможно встретить ввиду того, что такие люди не могут жить.

Это прием гротеска, то есть прием гиперболизации человеческих качеств. То есть, если человек хороший — он хороший абсолютно, если плохой – значит, плохой совершенно, если он помпадура — значит, помпадура до конца. Но вместе с тем Салтыков-Щедрин действительно рисует такую страшную Россию. Он пытается заставить россиянина задуматься над тем, что нас окружает и говорит: «Если мы это не изменим, значит, мы будем в этом жить всегда».

Лев Толстой

Но другой взгляд можно найти у выдающегося мастера слова, да и не только литератора, а во многом еще и философа, чуть ли не автора направления философии — непротивление злу насилием. Мы говорим, конечно, с вами о Льве Николаевиче Толстом. Его романы мало того, что затрагивают наиболее острые, скажем так, проблемы нравственности, морали, проблемы незрелости человеческого общества, проблемы страстей, но самое главное, все-таки, — это глубоко русский человек.

И он пытается понять природу русского человека, ту реалию, кто же мы? Почему мы такие разные? А ведь россияне действительно очень разные. Если вы посмотрите роман Толстого «Война и мир», то вы найдете там огромное количество образов и это все люди самых разных сословий, от простых солдат до высшей аристократии.

И вроде бы все они говорят на русском языке, ну конечно аристократы еще очень часто смешивают свои слова с французскими фразами. Но, вместе с тем, они, в общем-то, люди очень разные, но что-то общее в них есть, что-то общее есть во всех этих людях — какая-то общая русская жилка. Вот в этом реализм Толстого.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов — это следующая страница нашего повествования. Вообще, конечно, говорить о русской литературе 19-го века очень приятно по причине того, что литераторов, авторов, подлинных таких глыб литературных в это время в России хоть отбавляй. Хотя, конечно, так говорить нельзя. Почему?

Потому что хорошей литературы много не бывает. Но мы с вами видим сейчас, что происходит с нашей российской литературой. Поэтому уж много хорошей литературы точно не бывает. Потому что потом, когда прочтешь, оказывается, что все конечно. Так вот Чехов — это не только литератор, но это еще и драматург — тот человек, который пишет художественные произведения для того, чтобы их можно было поставить в театре.

Это еще и сатирик. Этот человек очень необычен даже по своей судьбе, потому что ведь Чехов по сути был маргиналом, он был человеком, который вырвался из своей социальной группы, а в следующую социальную нишу не попал. Это был чистый русский интеллигент, выходец из купечества, но, безусловно, по причине сословного деления России никак не могущий попасть в сословие дворянства.

Так вот, Чехов пишет о маленьком человеке, маленьком чиновнике, о студенте, о мещанине, и вот эти незначительные люди, которые по сути и составляют большинство нашей страны, они раскрываются, как образы, как характеры и раскрывают судьбу нашего государства. Еще раз подчеркнем: все-таки речь в данном случае идет о реализме.

Эти авторы пытаются показать Россию такой, какой она есть, пытаются показать ее прежде всего, конечно, для россиян. Но (о, чудо!) русская литература, несмотря на то, что она писалась все-таки для России, оказывается весьма и весьма полезной везде. Русских авторов переводят везде в мире, их читают, их пьесы, их произведения ставят по сей день.

Одинаково ли общее направление художественного творчества

Конец 19-го века — это, все-таки, уже конечно, немножко другая Россия. Вообще, тут нужно учитывать такой очень важный фактор времени. Вы открываете учебник, у вас параграф 1, где написано: «Русская литература второй половины 19-го века». И получается так, что все авторы, которые творили в этот промежуток времени, они, как бы стоят в одном ряду. Они говорили об одном или примерно об одном.

Тематика примерно общая, потому что общее направление художественного творчества. В общем, как бы и не обязательно всех читать, можно просто одного какого-то взять автора, прочесть, и все будет замечательно. Но это совсем не так! Дело в том, что менялась сама Россия, и вторая половина 19-го века — это время очень стремительных, бурных изменений в жизни российского общества.

Поэтому эту погрешность необходимо устранять пониманием, а понимание таково: вторая половина 19 века — это уже период активной русской интеллигентской революционности. Подчеркнем еще раз – интеллигентской революционности. Потому что широкие слои населения — они были еще оторваны от революционного движения. Хотя бы в силу тех причин, что они просто об этом не думали.

Иногда, когда ты не думаешь о чем-то, ты соответственно в этом участвовать и не хочешь и не можешь. А как могли широкие слои населения думать о том, что хорошо бы перестроить наше общество согласно теории Маркса, если Маркса никто никогда в жизни в России не читал? Хотя бы по той простой причине, что на русском языке Маркс не издавался, это был запрещенный автор, а на немецком языке и на английском языке прочесть его мог только очень ограниченный круг образованных людей.

Вот поэтому мы и говорим о такой революционности интеллигентской, то есть революционности людей, которые могли это прочесть, могли это понять.

Федор Михайлович Достоевский

Вот автором — выходцем по сути из этой среды, человеком, который очень глубоко в себе пронес и пропустил через себя эти события был конечно, Федор Михайлович Достоевский. Это человек очень необычной судьбы и мы с вами можем об этом немножко отдельно поговорить. Он начинал, в общем-то, как человек такой интеллигентский, устремленный в будущее либеральное России, а вторая половина его жизни была связана с поиском Христа, Христа в себе, то есть успокоения души.

Приятие окружающего таким, какое оно есть, и изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями. Вот Достоевский – это, что называется, очень четкое отображение того, как меняется русское общество, как меняется сознание русского общества. Конечно, это сознание людей, которые могли прочесть эти книги и вообще — это сознание читающей России.

Вы, наверное, слышали такое понятие, как субкультура. Если говорить простым языком субкультуры — это вот те неформальные объединения молодежи самых разных возрастов, иногда между прочим, и очень взрослых людей, которых объединяют какие-то интересы. Довольно часто такие объединения формируются на фоне неприятия окружающей действительности: мне не нравится вот та буржуазная сытая мораль, то буржуазное общество, которое меня окружает, общество потребления.

Зачем я должен покупать еще один Орбит? Только потому, что в рекламе говорят, что он стал еще вкуснее? Это очень, очень, очень спорное утверждение. Вот такие люди делают себе лохматые прически, одеваются как-то так, как не положено, как не принято; в противовес костюму носят драные майки, рваные джинсы; взрослое поколение их ругает, говорит: «Как можно? Это падение морали и нравственности». И кажется, что это так современно, так ново, но в действительности нет ничего нового под луной.

Нигилизм 19 века

Если мы вспомним творчество, например, Тургенева, его знаменитый роман «Отцы и дети», то мы увидим именно такого человека в России во второй половине 19-го века. Нигилизм, как понятие, оно и предполагает отрицание всего того, что было до меня — той морали и нравственности отцов, которая привела к тому, что общество, которое меня окружает, мне не нравится, я не могу его принять.

Зачем мне принимать общество, которое говорит с одной стороны о мире, о доброте, о ненасилии, а само постоянно вооружается, вооружается, вооружается, может быть наоборот, мне нужно пойти по иному пути? Я буду асоциальным, то есть антиобщественным элементом, но зато я не доведу это общество до войны. Нигилисты в 19 веке в России — это такое же явление, какое вы можете наблюдать сейчас около станции метро, или во время какого-нибудь рок-концерта.

В заключение

Но если подвести общий итог под нашей темой, то тогда, пожалуй, можно было бы вспомнить название произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Этим сакральным вопросом, которым задаются несколько крестьян, отправляющихся в путь для того, чтобы выяснить эту элементарную, в общем-то, проблему: так кому же, в конце концов, на Руси хорошо жить?

Это та самая формула, которая и формирует все литературное поле второй половины 19 века. Русские авторы пытаются показать окружающую действительность России и, как бы, заставить читателя спросить себя: а вам хорошо жить в такой стране? Вас все здесь устраивает? А если нет — может быть, стоит все изменить?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий