Культура России во второй половине 19 века — основные направления художественного творчества

На этом уроке мы рассмотрим основные направления художественного творчества и шедевры русской живописи во второй половине XIX в. Познакомимся с тенденциями развития критического реализма в русской живописи. Узнаем об известных русских художниках: В.Г. Перове, И.Е. Репине, В.И. Сурикове и др. Познакомимся с их творчеством. Также рассмотрим товарищество художников-передвижников и их деятельность.

Живопись – это второе такое крупное направление, как и литература, которая в это время была всецело, ну скажем так, заинтересована критическим реализмом. Почему именно критический реализм? Почему такая высокая степень социальной ответственности русских художников в это время становится главной чертой русской живописи? Ну, ответ в данном случае, в общем-то, прост. Дело в том, что художественное творчество, живопись — это тоже способ самовыражения, способ отображения окружающей действительности и так же, как и литература, художники пытались показать зрителю то, что их не устраивает.

Культура России во второй половине 19 века

Литература и живопись

Литература — это жанр, который может повествовать, он достаточно объемен. Например, если взять произведение Льва Николаевича Толстого, то это достаточно большие, крупные произведения по-настоящему.

Живопись — это мгновение, запечатленное раз и навсегда. Но художественными образами, которые рисуют художники, можно передавать не менее большую палитру чувств, какую-то гамму переживаний, ведь у художника есть множество помощников. Это и цвет, это возможность комбинировать игру света и тени, это и сюжет, это и композиция, и самое главное это персонажи.

Крупнейший представитель русской живописи

Одним из крупнейших представителей русской живописи периода критического реализма, в направлении критического реализма был, конечно, Перов. Это очень интересный автор, очень интересный художник, человек, который прожил достаточно непростую жизнь. Но, самое главное, он оставил после себя несколько совершенно удивительных работ.

С одной стороны — это работы, безусловно, реалистичные, то есть, когда ты смотришь на эти картины, у тебя не складывается впечатление такого, которое ты можешь получить от выставки, допустим, или от какого-то произведения современного автора.Тут нет кого-то примитивизма, здесь нет попыток передачи необычных форм, нет необычных цветов каких-то, так сказать, инноваций в этой области.

И сюжеты, которые Перов берёт за основу, это сюжеты его во многом бытовые, но, когда ты смотришь на произведение Перова, ты понимаешь, что ты имеешь дело, безусловно, с запечатленным гротеском, в чем-то перекликающимся, между прочим, с творчеством Салтыкова-Щедрина. Вроде бы, все это может быть в реальности, и в то же самое время, но разве бывает такое где-то в одном месте, в одно мгновение, это уж как-то слишком.

К примеру, полотно, которое принадлежит кисти Перова, представленное им публике в 1861 году, это знаменитый «Крестный сельский ход на Пасхе». На первом плане самый крупный объект, это сельский священник поп, которые явно пьян. На картине и, вообще, надо сказать, что весь крестный ход представляет из себя очень жалкое зрелище, это никакого торжественного, а осадка у тебя не остается. Нет ничего того, что должно человека вдохновлять, наоборот, эта картина вызывает такое чувство, скажем так, омерзение к людям, которых ты видишь.

Буквально, там считанные персонажи имеют какие-то человеческие черты, все остальные — это явно люди, обуреваемые в том или ином плане каким-то пороком человеческим. И вот Перов показывает зрителю: смотрите — это тоже мы, это тоже Россия, и разве вы не видели таких людей среди окружающих. Конечно, видели. Эти картинки из жизни, по сути, самого рядового российского обывателя 19 века.

К сожалению, пьянство, нищета, очень стесненные обстоятельства, бедность отсюда, соответственно, неграмотность, отсюда раболепие – это, к сожалению, те пороки, которые были, если неестественными то, по крайней мере, обыденными для русской действительности второй половины 19 века.

Картина вызывает скандал, потому что, когда люди смотрят на это полотно, они видят себя и не хотят в это поверить. Еще раз подчеркнем, это 19 век. Конечно, сейчас автор какой-либо там картины, даже нашумевшей картины, вряд ли может рассчитывать на ту степень популярности, на ту степень обсуждаемости в обществе какой мог похвастать, допустим, Перов во второй половине 19 века. Но нужно учитывать исторические реалии, таким было время, такие были условия тогдашней жизни.

Скандал в среде художественной жизни

Ну, а дальше больше. В 1863 году происходит самый настоящий скандал уже в среде большой академический художественной жизни России. Дело в том, что в этот год несколько выпускников Художественной академии отказались рисовать дипломные работы на рекомендуемую тему. Им было предложено на выбор несколько возможных вариантов.

А тогдашние студенты и выпускники должны были написать на предложенную тему картину, представить ее на обозрение уже маститым преподавателям, которые, соответственно, принимали эту картину, оценивали ее и выдавали соответствующий сертификат о полученном образовании.

Так вот, писать какие-либо произведения на предложенные темы скандинавских мифов эти художники, а это были все-таки уже вполне сформировавшиеся люди, они отказались. И лейтмотивом их отказа было следующее: в России слишком много интересных тем для написания, слишком много для отображения кистью автора, чтобы браться за то, чтобы рисовать каких-то никому не понятных скандинавских богов.

Эти 14 художников, в общем-то, вполне сформировавшихся людей, так и не закончили академии, потому что им не дали написать какие-то полотна на вольную, на свободную тему.

Появление товариществ художников

Вначале создают артель свободных художников, а потом эта артель перерастает уже в товарищества художников, художественных передвижных выставок. Знаменитые русские передвижники, с чьими именами связано, по сути, самое лучшее, самое интересное, все то, что касается русской живописи второй половины 19-го века.

Хотя надо сказать творчество этих авторов, с одной стороны, как горячо любимое в народе, поскольку их, если можно, конечно, так сказать, бизнес-ход, этот вот переезд из города в город, а не устроительство выставок только в крупных центрах Москва и Санкт-Петербург. Они, что называется, несли искусство широким массам.

Так вот, за это художников очень часто ругали, говорили, что они слишком уж популяризировали живопись и в итоге принизили ее качества, потому что они спустились до мыслей обывателя.

Но, с другой стороны, не будь в России передвижников, не было бы у России столь широких взглядов на живопись в 19-м, и уж самое главное, в начале 20-го века.

Лидер передвижников

Лидером движения передвижников, да некоторая тавтология в этом есть, но, тем не менее, это их официальное, по сути, название был, безусловно, Крамской. Крамской — это художник, который вошел в историю русской живописи, как наиболее интересный, автор-портретист. Причем, его портреты они отличались от того, что делалось ранее художниками-портретистами. Потому что, обычно, портретисты зарабатывали, по сути, на том, что рисовали каких-то видных государственных деятелей.

Особенно, конечно, даровитые портретисты, они рисовали императоров или членов императорской фамилии. Это приносило просто баснословные гонорары, потому что, если ты один раз нарисовал, то есть, вернее написал императора, то потом уже заказы на твои портреты сыпались на тебя, что называется, как из рога изобилия, и это приносило очень хороший доход в жизни. Крамской идет, что называется иным путем, он пишет русских интеллектуалов. Он пишет Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Толстого.

Эти произведения, безусловно, становятся популярны в народе. Почему? Потому что люди впервые видят тех кумиров, интеллектуальных кумиров, которых они привыкли читать, но которых они не привыкли видеть. И вот теперь, пожалуйста, у вас в голове есть не просто видеоряд, а у вас есть еще и авторское отношение к этим людям великого русского художника.

Знаменитые участники товариществ передвижников

В деятельности товарищества передвижников принимали участие многие видные русские художники, такие, как Репин, как Суриков, как Васнецов. Тут можно перечислить очень довольно большую плеяду и эти имена все известные. Но, безусловно, вершина русского критического реализма — это творчество Репина и Сурикова. Их картины – это, с одной стороны, исторический сюжет, с другой стороны, это, безусловно, вызов.

Потому что всякий раз, когда и Репин, и Суриков брались за кисть, из-под их пера, из-под их кисти выходило полотно, которое, безусловно, должно было взорвать общество. Оно заставляло задуматься. Казалось бы, что может взбудоражить в обществе картина, которая на какой-то исторический сюжет написана одним человеком, и она ведь запечатлеет одно мгновение жизни.

Ну подумаешь, утро стрелецкой казни, и что в том. Но в «Утре стрелецкой казни» запечатлена целая эпоха, гибель одной эпохи, выразителями которой были стрельцы и рождение новой эпохи, выразителем которой был царь Пётр, запечатлённый на этом полотне.

И у зрителя должен родиться свой собственный ответ, что лучше, что хуже. Старая Россия или новая европеизированная Россия, дремучая отсталая Россия или новое модернизированное, но не менее жесткая, а может быть даже и более жестокая, чем прежде.

Идеи товариществ передвижников

Но не стоит думать, что авторы вот этого товарищества передвижников писали только на какие-то политические или социально значимые темы. Нет. Это было содружество художников не по образу мысли, а скорее именно по идеи. Они хотели показать жителям России, что мы страна передовая, в общем-то, мы передовая своим народом, своими умельцами, своими мастерами и у нас есть собственная живопись, национальная живопись, которая представлена самыми разными жанрами.

Если мы посмотрим на передвижников, то мы увидим здесь и Васнецова, который писал совсем аполитичные, асоциальные полотна по русским былинам, по сказкам. Но это совершенно потрясающие произведения, потому что, когда ты смотришь на них, у тебя рождаются образы тех детских переживаний, фантазий, которые ты наверняка испытывал, когда мама в детстве тебе читала сказки про волка и Иванушку и еще какие-то произведения.

То есть мы видим здесь совершенно иной подход. Или, если мы возьмем произведение Шишкина. Это пейзажи, но пейзажи, завораживающие своей красотой. Показана русская подлинная природа во всей ее красе. Мы, отправляясь куда-нибудь в необычное место, необычное для нас с вами место, наверняка восхищаемся окружающими пейзажами. Боже, какие потрясающие горы или какое там океаническое побережье. Все это действительно так, но тут играет фактор новизны, а вот увидеть в привычном, в обыденном потрясающую красоту смог Шишкин и эту красоту он подарил нам, зрителям России.

Конечно, говорить о художниках можно очень долго, но на самом деле тут очень мало, что полезного можно сказать словами. Вам просто нужно знать, что были такие потрясающие художники в России в конце 19го века, что мы назвали далеко не все фамилии. Что творили в это время еще и Левитан, что был Айвазовский, что был потрясающий Куинджи, и этот ряд можно перечислять, перечислять и перечислять.

Но лучше, конечно, не говорить о русских художниках, а посмотреть их картины, чтобы создать собственное впечатление о том, чем жила Россия, чем жила художественная Россия во второй половине 19-го века.

Рекомендуем: Культура России во второй половине 19 века — золотой век русской литературы

Рекомендуем: Художественная культура в России в первой половине 19 века — произошедшие перемены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий