Культура России во 2 половине 19 века — музыка, театр, народное творчество кратко

Культура России во второй половине 19 в. – многогранная среда, в которой можно отдельно выделить музыку, театр и народное творчество. Российская музыка того времени представляла собой народные музыкальные традиции, использование тем былин, легенд, сказок, положенных на музыку, адаптированных под российского слушателя. Среди композиторов того времени можно выделить П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других. Российский театр того времени представлял собой вид искусства, с помощью которого можно было выразить любые идеи, причем эмоционально это окрасить. Известным драматургом второй половины XIX в. был А.Н. Островский, а одной из знаменитых актрис – М.Н. Ермолова. Не угасла в это время искра русского народного творчества. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Вы, наверное, уже свыклись с мыслью о том, что вторая половина 19 века — это такой всплеск русской культуры, русского художественного творчества. Фактически во всех областях какой мы не взяли бы, практически везде был подъем. Это и литературы касается, и живописи, и скульптуры, и архитектуры.

Культура России во второй половине 19 века

Появление русского стиля

Потому, что появляется новый, так называемый «псевдо-русский стиль» больше не присущий никому — это чисто наше изобретение и до сих пор радующее глаза, например, москвичей. Но такого же подъема, в общем то, мы можем увидеть и в музыке, потому что это время совпадает со временем творчества выдающихся русских композиторов, которые были объединены в сообщество, получившее название «Могучая кучка».

Эта забавная ирония выдающихся композиторов, таких как — Мусоргский, как Римский-Корсаков, как Бородин. Безусловно, дань, скажем так, их интеллекту. Просто потому, что люди это были не зазорливые, не были снобливы, не хотели кичиться своим талантом. Наоборот, это были выходцы из самых разных слоев российского общества. Например, тот же самый Римский-Корсаков был офицером, и он не был профессиональным музыкантом. То есть, это было совершенно нормальным.

Изменения в музыке

Люди в общем-то не профессиональные, создавали совершенно профессиональные произведения. А о чем же было их творчество? Вообще надо сказать, что вторая половина 19 века, это такой взгляд русской интеллигенции, русской творческой интеллигенции, на самих себя. Это попытка уйти от каких-то западных стандартов, от западных влияний и найти нечто свое. Нечто самобытное. Уж слишком Россия, во второй половине 19-го века становилась похожей на западную Европу. Тот же капитализм, та же одежда, те же инновации, тот же промышленный переворот.

А где же наше? Где же самостийное? Где же свое? И вот это подлинно свое, подлинно русское они находят в народном эпосе, в национальных былинах, в народном творчестве. Но безусловно, обработав его уже, что называется, на современный лад, придав ему некий такой европейский лоск-блеск и самое главное представив вот этот вид народного творчества в привычной для европейского зрителя и слушателя манере. Создаются потрясающие премьерные оперы, такие как: «Борис Годунов», как «Хованщина».

И это не оперы на русскую тему или, скажем так, с русским колоритом, а это настоящие произведения, классические произведения, с использованием русских образцов музыкального творчества, с использованием русских музыкальных инструментов, то есть это подлинно русское музыкальное искусство.

Петр Ильич Чайковский

Говоря о музыкальном творчестве, второй половины 19-го века конечно, невозможно обойти стороной деятельность Петра Ильича Чайковского. Это самый настоящий русский музыкальный гений. Это Пушкин русской музыки.

Чайковскому подвластно было практически все. То, как он слышал, то как он представлял, то как он фантазировал и сплетал свои фантазии в нотной тетради — в итоге рождались его совершенно бессмертные произведения. Такого масштаба, такой высоты достичь, пожалуй, никто не смог. Хотя, конечно, сравнивать каких-то авторов,особенно в музыкальном творчестве, крайне сложно. Все-таки на вкус и на цвет товарищей нет.

Музыкальный жанр он отличается тем, что кто-то принимает, а кто-то не принимает. Но оспорить красоту звучания таких произведений, как «Лебединое озеро» ну вряд ли возможно. Да и вряд ли вообще найдется какой-то человек, который бы подверг серьезной критике деятельность Петра Ильича Чайковского.

Русский театр

Совершенно особенное место в русской художественной жизни, культурной жизни второй половины 19-го века, особенно в постреформенной России, занимает русский национальный театр. Вообще, театр конечно, это на тот момент, быть может, одно из самых важных из искусств. Мы с вами говорили уже о том, что литература — это слово автора, который свои чувства переносил на бумагу и, соответственно, давал возможность вдуматься окружающим.

Мы говорили с вами о живописи — это застывшее мгновение. Где, опять-таки, автор пытается передать какие-то мысли через полотно, а может быть заставить смотрящего свои мысли сформулировать каким-то образом. Но театр — это ведь зрелище, это представление. И самое главное, что театр на тот момент, это единственная легальная возможность не просто что-то сказать с театрального подмостка. Нет, это возможность высказать идею. Это возможность, этой идеей придать некое эмоциональное содержание.

Потому что ведь театр, это прежде всего игра актеров. А актер может очень многое на сцене. Театров в России, в это время действует очень много. Свыше ста городов могли похвастаться тем, что у них есть собственные актерские труппы и соответственно ставятся те или иные спектакли. Ну конечно, очень была высокая разница в квалификации этих актеров, в их возможностях, была большая разница в постановках и так далее. Но тем не менее, все-таки театральная жизнь в России в это время безусловно бурлила.

Московский Малый театр

Но главными театрами, безусловно, были — московские. И главный из всех московских — это московский Малый театр. Где, постановщик и главный драматург этого театра — выдающийся русский писатель Островский. Александр Николаевич написал около полусотни пьес для малого театра. Он лично работал с труппой и, в общем-то, принимал участие в постановке своих произведений. Но все они были, так или иначе, объединены общей линией. Островский в своих произведениях таких, как нашумевшая знаменитая «Гроза», например, и многих других, он пытался выступить против насилия,причем выступить ярко, выступить громогласно.

Никакие формы насилия человеческой личности неприемлемы. Невежество, порок, алчность, зависть. Вот эти извечные человеческие грехи — это то, что ведет нас в тупик. Только избавление от этого, только избавление от насилия над собой, безусловно путь к спасению человека.

Актерская среда театров

Очень специфической была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство актерских фамилий были, что называется, династическими. Знаменитые актерские фамилии Самойловых, Васильевых, это целая череда выдающихся деятелей русского искусства, русского театра, где от отца к сыну, от матери к дочери переходило умение, мастерство, оттачивалось это мастерство на театральных подмостках.

И тогда, хотя отношение к актерам было таким двойственным — с одной стороны это очень популярно, очень уважаемые люди, потому что они несут свет искусства в массы, причем в широкие массы. Но с другой стороны, высшие слои общества зачастую воспринимали актеров, как лицедеев. Потому что еще свежо было в памяти то время, когда у многих помещиков были собственные крепостные театры. И актер тогда — это кто такой? Это твой крепостной крестьянин или крестьянка, которая просто ради твоего собственного увеселения иногда балует тебя какой-то, так сказать, незамысловатой игрой.

Поэтому отношение к актерам было двойственным. Но тем не менее, в России рождались актерские таланты и таланты, что называется, мировой величины.К таким людям мы можем отнести конечно же Марию Ермолову. Это потрясающая русская актриса, которая, буквально, с самых младых лет становится популярной и возможности ее таланта — они с каждым годом, раскрывались все ярче и ярче, и ярче. Островский очень рано ее заметил. Он поручает ей самые главные роли и всегда Ермолова пыталась своей игрой протестовать.

Показать, что да, жизненные обстоятельства могут быть подчас сильнее физических возможностей человека. Подчас на нас лежит груз невероятной ответственности и бремя, так сказать, которое нас гнетет. Но сдаваться нельзя. Даже если нет никакого выхода, нельзя поддаться судьбе. Если ты человек, то борись до конца.

Народное творчество

Ну а что же народное творчество? Ведь Русь всегда славилась своими мастерами. Тем более, что русский человек вообще привык себя всегда веселить сам. Ну так сложился наш быт. Народные промыслы не умерли. Несмотря на то, что 19 век развивался очень бурно.

И вообще, 19 век очень серьезно изменил русскую действительность. Появляется промышленность, исчезают мелкие кустарные производства. Вместе с тем, наши промыслы, как знаменитые: хохлома, мистеры или гжель, они не исчезают, они радуют нас до сих пор. Да, они, может быть, не совсем уникальные. Например, фарфор расписывают и в Бельгии тоже голубыми красками, но наши-то промыслы родные, они близки душе именно русского человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий