Консервативное направление в эпоху Александра 2 — яркие представители

Идейно-политическое движение народничество, зародившееся в Российской империи в 1860-х гг., не было единым. В начале своего существования доминировали представители радикального народничества, которые пытались бороться с властями за права крестьян отчасти либеральными, отчасти революционными методами. Но после роспуска «Земли и воли» и закрытия журнала «Современник» народники поняли, что подобные методы политической борьбы исчерпали себя. Поэтому начался массовый переход народничества на революционные позиции, вплоть до террористических методов борьбы. Но народничество так и не оправдало себя. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Консервативная идея пришла в Россию из Европы. Консерватизм возник на рубеже 18-19 веков, как реакция на те бедствия, которые принесла с собой французская революция. Консервативные идеи заключались в том, чтобы общество отказывалось от любых попыток реформирования. Ну точнее консерваторы даже если и признавали какие-то реформы, то только в том случае, если без них было абсолютно невозможно обойтись. В любом случае, никакие либеральные реформы консерваторы абсолютно не принимали. С точки зрения некоторых из них, даже в крепостном праве можно было найти много хорошего.

Консервативное направление в эпоху Александра II

Михаил Катков

Безусловно консервативная идеология была в первую очередь идеологией дворянства. Несмотря на то, что среди дворян было немало сторонников либеральных преобразований, все-таки довольно значительная часть дворян считала реформы Александра 2 слишком радикальными.

Они тоже выражали недовольство освобождением крестьян от крепостной зависимости, но уже немножко с другой стороны. Не признанным лидером консервативного движения в России в эпоху правления Александра 2, был публицист и издатель Михаил Никифорович Катков. Он был известен всей стране, как издатель газеты «Московские Ведомости», своеобразного рупора консервативной идеологии. Несмотря на то, что Катков никогда не занимал никаких государственных постов, он исправно получал государственные награды и поднимался вверх по карьерной лестнице.

Один из его сторонников сказал, что Катков стал государственным деятелем, не занимая никаких государственных должностей. Катков соперничал даже с сильными и влиятельными министрами. Когда уже при Александре 3 министром иностранных дел стал западник Николай Гирс, Катков резко обрушился на него с критикой считая, что западнические идеи слишком радикальны для России.

Роль Константина Победоносцева

Консерваторы нашли почти идеальный способ влиять на власть. В 1861 году воспитателем детей Александра 2, был назначен Константин Победоносцев. Победоносцев, который стал одним из апологетов консерватизма в 70-е и 90-е годы 19 века, преподавал и Александру 3, будущему русскому императору.

Многие считали, что именно действия Победоносцева спасли Россию в 1881 году от разгула анархии. Именно его решение, с точки зрения сторонников консервативной идеи, привели к тому, что монархия в России сохранилась. Начиная с 1880 года Победоносцев занимал малопочетную должность обер-прокурора Синода. Синодом называли организацию, которая управляла русской православной церковью, но даже на этой должности, в общем-то не самой значимой в стране, Победоносцев занимал очень важное положение.

Влияние Победоносцева на Александра 3 и как его бывшего учителя и как обер-прокурора Синода, было настолько сильным, что вся эпоха правления этого русского императора вошла в историю, как эпоха Победоносцева, эпоха торжества консерватизма и реакции.

Известный русский поэт Александр Блок в поэме «Возмездие» писал:

«В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи

А только — тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна».

Влияние на систему образования

Но влияние на одного императора, Победоносцеву и другим идеологам консерватизма, было явно недостаточно. Они выбрали для себя, пожалуй, одну из самых важных сфер деятельности Александра 2. Они стали оказывать очень большое влияние на систему образования. Как вы помните, в ходе реформ, Александр 2 попытался перестроить систему образования в России на европейский лад, но уже во второй половине 60-х годов консерваторы добились внесения изменений в программу этих реформ.

В 1866 году они добились отставки министра народного просвещения Александра Головнина, слишком, с их точкой зрения, либерального. Новым министром стал граф Дмитрий Толстой. Толстой и его сторонники провели свою реформу образования. Считалось, что в основу этого образования должна быть положена наука. Но вот понимали они эту науку довольно странно. В основном система преподавания в гимназиях, изменилась за счет того, что основными предметами там стали древние языки: латынь и древнегреческий.

Количество часов на них было увеличено в полтора раза. Не было бы в этом абсолютно ничего страшного. Наоборот, хорошо, — классические языки являются базой для изучения современных европейских языков. Но вот это увеличение часов, было проведено за счет уроков по другим предметам. В первую очередь по таким как: родной язык, история, литература.

В литературе второй половины 19 века даже появился образ преподавателя классических языков. Завзятого консерватора и ретрограда, который ненавидит технический прогресс, да и видимо собственных учеников. Пожалуй, классическим примером такого преподавателя стал знаменитый Беликов — герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре».

Создание реальных гимназий

Одним из достижений образовательных реформ Александра 2, было создание реальных гимназий, прообразов современных технических лицеев. Но и здесь консерваторам удалось сыграть свою значимую роль. Реальные гимназии были преобразованы в 6 классные реальные училища. Но самое главное, их выпускникам, которые все-таки получали приличные знания по математике и физике, было запрещено поступать в высшие учебные заведения, в университеты.

Так, что и эта часть реформ Александра 2 консерваторами была существенно ослаблена.

Ограничение свободы печати

Под давлением консерваторов была серьезно ограничена и свобода печати. Законы, принятые в 1868 и 1872 годах, разрешали министру внутренних дел закрывать газеты и запрещать их продажу, даже особенно ни с кем не советуясь. Подавать в суд на министра было абсолютно бесполезно. Потому что, закон 1873 года, вообще выводил эти дела из-под юрисдикции судов. Министр внутренних дел, по сути, отвечал за свои действия только перед правительством, а правительство ближе к концу эпохи правления Александра II состояло, как правило, из консерваторов.

А законы в Российской Империи этого времени были настолько нечеткими, что невозможно было заранее понять, насколько тот или иной материал может понравится или не понравится представителем властей. Согласно закону 1873 года, редакторам издания вообще запрещалось касаться печати тех вопросов, которые правительство считает неудобными.

Но нередко бывало так: сначала статья набиралась, приносилась в цензуру, а потом выяснялось, что правительство считает этот вопрос тоже неудобным.

Итак, борьба либерального и консервативного направления в русской общественной мысли, которая велась в 1860-70 годы завершилась явной победой консерваторов. Если вначале правления Александра II они соперничали практически на равных, то к началу 1880-х годов, консерваторам практически удалось остановить те реформы, которые проводились в 60-е годы. Апофеозом консерватизма можно считать эпоху правления Александра 3. И 80-е, 90-е годы, в истории нашей страны, прошли действительно под знаком «консервативные идеи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий