Художественная культура в России в первой половине 19 века — произошедшие перемены

В этой теме мы поговорим о том, как первая половина 19-го века отразилась на российском театре, музыке, архитектуре и живописи.

Художественная культура в России в первой половине 19 века

Русский театр

В развитии русского театра смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце 18, начале 19 веков на отечественных сценах господствовал классицизм с присущей ему радостью, характерными античные мифологическими сюжетами.

В 20-30-е годы ему на смену приходит романтическая школа с типичным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев. Тематика постановок становится путь к трагедийному особому успеху — в это время пользовался успехом Павел Степанович Мочалов, известный своими ролями Гамлета и Фердинанда в драме Шиллера «Коварство и любовь».

В 40-е годы в театр проникает и реалистическое направление. Ставятся произведения отечественных авторов Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Особой популярностью в этот период пользуется Михаил Семёнович Щепкин, работавший в Малом московском театре.

Александринский театр

Важным событием театральной жизни России первой половины 19 века стало открытие Александринского театра в Санкт-Петербурге. Здесь собиралась элита российского общества. Здесь же блистал знаменитый Александр Мартынов, которому удавалось удивительным мастерством передать сложные переживания и характерный быт маленького человека своего времени.

Изменения в музыке

В музыкальных произведениях первой половине 19-го века заметно усилилось влияние национальной тематики. Народные мотивы отчетливо звучат в произведениях таких композиторов, как Варламов, Алябьев, Гурилев, Даргомыжский и других. Центральное место в музыкальном искусстве этого периода занимает, конечно, Михаил Иванович Глинка.

Он фактически является основателем российской музыкальной школы. Его произведения сыграли огромную роль в жизни российского общества того периода. О них можно судить по произведению «Жизнь за царя», которым Глинка не только продемонстрировал образ героя-крестьянина, но и одновременно с этим рассказал о стойкости и мужестве всего русского народа.

Изменения в живописи

В живописи первой половины века переход от классических ценностей к чему-то новому был особенно тяжел. Однако, постепенно и здесь библейские и мифологические сюжеты уходят в прошлое. Все больше и больше внимания художников сосредотачивается на человеке, его переживаниях и внутреннем мире.

Это время, когда огромным спросом пользовался и, соответственно, процветал жанр портрета. Ему отдали должное крупнейшие художники данного периода. Среди них стоит отдельно отметить таких мастеров, как Орест Адамович Кипренский и Арсений Андреевич Тропинин. Кипренский оставил в своих портретах своих выдающихся современников, том числе Пушкина, Оленина и других.

В творчестве Тропинина характерно отображение человека в окружающей обстановке. Таковы его работы «Золотошвейка», «Кружевница», «Гитарист» и другие.

Все большей популярностью в России пользуется, так называемый бытовой жанр, и здесь нельзя не отметить творчество Алексея Гавриловича Венецианова. Его работы посвящены повседневному опыту жизни российских крестьян. Его картины проникнуты любовью к российским просторам, к народу, проживающему на территориях огромной империи.

Изменения в архитектуре

В архитектуре 19 века классицизм задержался, наверно, даже дольше, чем в других областях культуры. Своего наивысшего расцвета он достиг при Александре I, когда Санкт-Петербург, а вслед за ним и вся Россия познакомились с таким направлением, как ампир.

В целом ампир или ампирский стиль сохранил все основополагающие черты классицизма. Однако, принес и ряд нововведений. Так, для ампира характерна особая монументальность, пышность, без сомненья помпезность. Появились в этот период и ансамблевые постройки, для которых характерны застройки целого участка города зданиями, связанными друг с другом, как стилистически, так и функционально.

Представители русского ампира

Крупнейшими представителями русского ампира были Захаров, перестроивший здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге; Воронихин, построивший Казанский собор; безусловно, Карл Иванович Росси, которому принадлежат такие ансамбли, как площадь Искусств, площадь Островского, Дворцовая площадь.

Эклектика

Постепенно ампир ушел в прошлое и на смену ему пришел архитектурный стиль эклектика. Эклектика впитала в себя архитектурные традиции практически всех народов, существовавших до этого момента. Здесь мы найдем сочетание стилей, начиная от древнего Китая или Египта вплоть до все того же самого классицизма.

Во многом поэтому эклектика не является единым стилем. Она разбивается на целый ряд небольших направлений. Особой популярностью пользовалось направление русско-византийское. Здесь огромный успех снискал архитектор Константин Андреевич Тон. Он много работал. В Московском кремле создал большое количество церковных строений, работал над проектами первых железнодорожных вокзалов в России.

Первая половина 19 века вошла в историю, как начало Золотого века российской культуры. Российская империя догнала, а во многом и перегнала западноевропейские страны в этом компоненте развития. Достижения этого периода и по сей день являются предметом гордости для всей России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий