Художественная культура в России в первой половине 19 века — специфика литературы

Первая половина 19 века стала временем, когда интерес к художественной культуре в России значительно вырос. Во многом это объясняется тем, что еще в веке 18-м сформировалась прослойка так называемого просвещенного читателя, для которого интерес представляли не только стишки или романы, но уже и более серьезные произведения философского, исторического содержания.

Художественная культура в России в первой половине 19 века

Специфика художественной культуры 19 века

Появились поклонники классической трагедии и оперы. Широко распространилось такое явление, как салоны. В его рамках проводились музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Наконец, появились и первые отечественные коллекционеры. Они собирали произведения искусства и книги. Важной особенностью этого периода стала быстрая смена художественных направлений и одновременное существование сразу нескольких стилей.

Так, если раньше тот или иной художественный стиль мог доминировать на протяжении двух-трех веков, то теперь за каких-то полвека сменялось два-три крупных направления. Шел процесс взаимного влияния различных областей культуры друг на друга. То есть теперь человек, интересовавшийся литературой, просто не мог себе позволить не разбираться одновременно и в истории, и философии, и в музыке, и живописи.

Соответственно, это способствовало общему росту культурного уровня российского населения.

Ведущее направление в культуре

Господствующим направлением в европейской и русской культуре начала 19 века оставался классицизм. Его последователи восхищались творениями античных Греции и Рима, воспевали их в собственных произведениях, подражали им.

Перед самой войной 1812 года в России зарождается такое направление, как сентиментализм. Он в отличии от классицизма обращен не к разуму, а к чувствам человека, его внутренним переживаниям.

Романтизм и реализм 19 века

Более широко отказ от рационального рассудочного взгляда на мир воплотился в стиле романтизм, который во многом доминировал в европейском искусстве в первой половине 19-го века. Его характерной чертой стало противопоставление идеального романтического образа грубой реальной жизни. В противовес романтизму во второй четверти 19 века распространилось иное направление — реализм.

Для реализма характерна попытка показать жизнь такой, какая она является на самом деле. Одним из важных направлений реализма стоит, так называемый, критический реализм. Он выявлял неблагополучные стороны жизни в России и сюжетами своих произведений, как бы, взывал к началу перемен. Разумеется для России первой половины 19 века, мечтавшей о политических и общественных реформах, это было как нельзя актуально.

Яркие представители культуры того времени

В первой половине 19 века русская литература вступила в период так называемого Золотого века. Это время, когда появилось огромное количество молодых талантливых авторов. Создавались произведения в самых разных жанрах. Писатели и поэты обратились к вопросу о том, какова роль России в судьбах этого мира, значение нашей страны для них. Благодаря этому впервые за долгое время авторы стали обращаться к историческому наследию страны.

Наиболее ярким примером соединения истории и литературы стало творчество Николая Михайловича Карамзина. Так в произведении “Марфа посадница или покорение Новгорода” он сравнивает две формы правления: Новгородскую — республиканскую и Московскую — соответственно, самодержавную. Вопрос, безусловно, актуальный и для России 19 века.

Появление романтизма в русской литературе связано с именами Жуковского, Одоевского, Рылеева. Также к этому направлению можно отнести частично ряд произведений и наших выдающихся поэтов: Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их произведениям присуще живительный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы, безусловно, некоторая наивность. Эти черты были преобладающими в начале 19 века. Ко второй же его четверти уже наметился переход к иному направлению — реализму.

Представители реализма

Выдающимися образцами данного стиля в России послужили произведения Пушкина такие, как “Медный всадник”, “Повести Белкина”, роман Лермонтова “Герой нашего времени”.

Основателем критического реализма в России часто называют Николая Васильевича Гоголя. Его произведения “Шинель”, “Ревизор”, “Мертвые души” во многом изменили ход развития отечественной литературы.

Теперь внимание авторов уходит постепенно от представителей дворянства и обращается к самым разным сословиям Российской империи.

Александр Николаевич Островский обратился к неизвестному доселе российскому читателю миру купечества. В сороковые-пятидесятые годы Иван Сергеевич Тургенев открыл в российской литературе тему крестьян. Вслед за ним тема крепостной деревни, ее обычаев, нравов стала одной из основных для, наверное, всего российского искусства. Настоящим потрясением стал выход в свет “Записок охотника” Тургенева, в которых удивительно сильно прозвучали темы российской природы, жизни российских крестьян со всеми их слабыми и сильными сторонами.

Появление новой литературной традиции

В первой половине 19-го века фактически сложился современный русский литературный язык. Было создано огромное количество интересных произведений. Все это создаст возможным появление новой глубокой и сильный российской литературной традиции, которая в будущем породит целую плеяду выдающихся авторов.

РекомендуемХудожественная культура в России в первой половине 19 века — произошедшие перемены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий