Причины восстания под предводительством Степана Разина

Это восстание началось в 1667 году и было подавлено в 1671. Оно состояло из двух этапов: поход на Каспий, поход донских казаков во главе с Разиным на Каспий, так называемый поход за зипунами. Зипуны — это вид старомосковской одежды в собирательном значении слова, одежды вообще и имущества вообще, то есть это был грабительский поход за добычей. И второй этап восстания — это поход на Волгу 1670 год и затем до самого конца восстания в 1671 году.

Восстание Степана Разина

Причины возникновения восстания

В 20 веке, чаще всего, движение Разина оценивали, как вторую крестьянскую войну в России. Логика была очень простая — вот закрепощение 1649 года, формальное закрепощение крестьян, а вот ответ крестьян на это закрепощение, движение Степана Разина. Но мы уже с вами обращали внимание на то, что казаки, в основном они комплектовались из беглых крестьян, холопов, но не только, еще из посадских людей — это не вполне уже крестьяне и холопы. Вступая в казачью станицу, крестьянин менял свой социальный статус, и это позволяет объяснить, почему первый этап, якобы, крестьянской войны был связан с грабежом персидских крестьян.

Что касается причин движения, то здесь ситуация представляется более сложной и несколько факторов привело к этому крупному выступлению, и за каждым этим фактором стоит определенный социальный тип, который участвовал в этом восстании.

Во-первых, это казаки. Когда в 1642 году донское казачество вынуждено было отказаться от захвата турецкой крепости Азов, ушли из Азова казаки, то теперь стало очевидно, что ходить в грабительские походы на Азовское, потом на Черное моря, донские казаки не могут.

Им преграждал путь Азов, турецкая крепость. Поэтому основная часть добычи казаков, военная добыча, стала поступать куда как в меньшем количестве. А в связи с тяготами военного времени, Россия вела русско-польскую войну, закрепощение крестьян, количество беглых на Дон увеличивалось, население росло, а источников существования становилось меньше, и вот, возникло, таким образом, напряжение на Дону, поэтому донские казаки приняли участие в восстании.

Участие стрельцов в восстании

Но еще более важно то, что в восстании приняли участие стрельцы, которые составляли основную часть гарнизонов на юге страны, то есть основная полицейская сила страны перешла на сторону восставших. Почему же стрельцы приняли участие? Потому что финансовые проблемы не позволяли властям выплачивать служивым людям жалование в полном объеме, и стрельцы негодовали. То есть они несли службу и не получали за это жалование.

Ну и, наконец, в крестьянской стране крупное антиправительственное движение не может обходиться без крестьян. Конечно, и закрепощение крестьян тоже имело свое значение. Другое дело, что формальное закрепощение по соборному уложению 1649 года еще не означало полного установления полного крепостнического режима. Еще нужно было наладить сыск беглых крестьян. Это произойдет к концу 17 века или, даже, в более полном объеме в 18 столетии. Тем не менее, крестьянство тоже, особенно на заключительном этапе, принимает участие в выступлении. Так вот, три составные части восставших, три социальных типа и у каждого была своя причина для недовольства.

Кто такие домовитые казаки

Когда мы говорим о казачестве, как о боевой, главной, движущей силе этого восстания, то следует иметь в виду, что к середине 17 века из среды казачества выделяется верхушка, так называемые домовитые казаки. Если основная часть казаков в недавнем прошлом беглые крестьяне и холопы — это босоногие люди без оружия, без средств к существованию, то домовитые казаки — это люди с имуществом, многие имели семьи.

И вот домовитые казаки перед началом похода ссужали бедных казаков оружием, порохом, но с условием, что половину добычи нужно будет отдать домовитым казакам. Вот это очень важно, что казачество неоднородно и в ходе восстания это проявится.

Степан Разин

Что касается личности предводителя восстания Степана Тимофеевича Разина, то он был удивительный человек. Это был человек с большим жизненным опытом. Несколько раз казаки избирали его своим атаманом. Он знал турецкие и татарские языки. На Дону это была не склонность к изучению иностранных языков, это дело практической необходимости для предводителя знать язык своего противника. Дважды Степан Разин пересек Московское государство.

Он ездил на далекие Соловки на Белом море, то есть это был человек с широким кругозором и, что очень важно, человек с огромным, сильным, волевым характером. Именно такие люди могли держать казачью вольницу в повиновении. Накануне выступления Степана Разина на Дону случился социальный взрыв.

Это предвестник грозного выступления. Несколько сотен казаков под предводительством атамана Василия Уса двинулись к Москве. Они хотели, чтобы их признали служилыми людьми и выплатили им жалованье. Их, правда, под Тулой остановили и заставили повернуть назад, но этот эпизод очень хорошо показывает те настроения на Дону, которые подготавливали более сильное выступление.

Начало грабительского похода

И вот по весне 1667 года Степан Разин во главе тысячи казаков принимает решение идти грабительским походом на Каспий, на Каспийское море. Казаки часто совершали такого рода походы. Дон и Волга текут в одном месте не далеко друг от друга, и притоки Дона и Волги текут навстречу друг другу, и там только небольшая переволока, которую казаки часто использовали. Вот, переправившись на Волге, проскочив мимо государевых крепостей, войско Разина приближается к Астрахани.

Здесь воевода пытался задержать воровское войско, как его тогда называли, но разинцы сумели проскочить по одному из многочисленных рукавов в дельте Волги и вышли на Каспий. Далее они двинулись на восток и поднялись вверх по реки Яик. Теперь это река называется Урал. Там, на этой реке находилась крепость, государева крепость — Яицкий городок, в землях яицких казаков.

Точно так же, как на Дону жили вольные казаки, донские, точно также вольные казаки жили и на реке Яик. Разин пошел на хитрость. Он вместе с 40 казаками, переодевшись простыми богомольцами, вечером постучался в ворота Яицкого городка, попросив помолиться в местном храме. А ночью разинцы, перебив охрану, открыли ворота и впустили своих товарищей в город.

Здесь, в Яицком городке произошло все то, что обычно случалось при захвате разинцами городов. Начальство стрелецких голов, дьяков, волочили к большой яме, где им рубили головы и трупы сбрасывали вниз. Большинство служилых людей в этих крепостях переходило на сторону восставших, и тогда они участвовали в дуване. Дуван — это дележ всего награбленного имущества поровну между казаками. Был строгий закон, если до дувана казак взял хоть на копейку, его убивали. Вступил в казачью станицу, участвовал в дуване, вчерашний стрелец становился полноправным казаком.

Разгром персидского побережья

По весне 1668 года казачье войско спустилось вниз по реке Урал и отправилось к западному побережью Каспия, Персидским берегам. Казаки подвергли побережье опустошительному разгрому. Захватили, разграбили такой крупный город, как Дербент, еще ряд других городов. В городке Фарабат случился эпизод, который очень показателен для понимания сути движения.

Разинцы уже очень много награбили. Их струги не вмещали всего добра, и тогда, подплыв к городку Фарабат, они пообещали местным жителям, что грабить не будут, будут только торговать. Когда же казаки обменяли захваченное добро на звонкую монету, Разин сдвинул шапку набекрень — это был условный знак, казаки выхватили сабли и бросились грабить по новой. То есть это был настоящий грабительский поход. Поэтому, конечно, рассматривать поход за зипунами, как начало крестьянской войны, можно только с большой натяжкой.

Разгром туркменского побережья

В следующем 1669 году разинцы разграбили туркменское, восточное побережье Каспийского моря. Наконец, персидский шах выслал против казаков свой флот, и тогда Разин пустился на хитрость. Казаки ударились в притворное бегство, и персидские суда, имевшую разную скорость хода, растянулись на много-много миль, и казаки, поворачивая свои струги, нападали на персидские суда по одиночке, уничтожая их. Наконец, отягощенные добычей, в 1669 году разинцы двинулись домой.

Разинцы в Астрахани

На этот раз, проскочить мимо Астрахани незаметно Разин не мог, и он вынужден был принести повинную. Перед астраханским воеводой князем Прозоровским он склонил свой бунчук, символ атаманской власти и, даже, обещал отдать пушки только не сразу, а когда он вернётся на Дон, ведь ему еще идти по татарским степям домой. Здесь, в Астрахани, разинцы становились на некоторое время. Вот представьте себе, как простонародье, как астраханские стрельцы воспринимали участников похода за зипунами.

Туда, вниз по Волге прошла казачья голытьба, а обратно возвращались одетые в шелка и бархат казаки. Из-за пояса у них торчали пистолеты и сабли, инкрустированные драгоценными камнями. Их чайки были устланы персидскими коврами. Паруса были из шелка и, даже, говорят канаты были из шелка, и в кошельках у них звенела золотая и серебряная монета, которую они пропивали в астраханских кабаках. Когда Разин появлялся перед простым людом, он бросал в народ серебряные и золотые монеты, и поил всех водкой, и народ, едва его завидев, становился перед ним на колени, называл батюшкой.

И тогда астраханские стрельцы, видимо, подумали, а зачем же стоять в холода и в дождь в караулах, нести тяжелую государеву службу, когда вот она, заманчивая казацкая воля, которая ведет и к воле, и к счастью, и благополучию. Наконец, Разин отплыл из Астрахани. Перед отъездом Прозоровский соблазнился на шубу, дорогую шубу атамана. Можно себе представить, какую шубу атаман имел после такого блистательного похода.

И Разин отдал воеводе шубу и сказал: «На тебе шубу, да б не было б шума». Отплывая из Астрахани Разин выбросил из казачьей чайки свою невольницу, полонянку. Именно этому сюжету посвящена известная песня: «Из-за острова на стрежень». Ее часто считают народной, но это не так.

Дело в том, что во второй половине 19 века были обнаружены и опубликованы дневники немецкого офицера на русской службе Стрейса, который находился в этот момент в Астрахани. И вот в этих записках содержится рассказ о том, что Разин выбросил свою полонянку в воду. Это и стало сюжетом для написания этой песни.

Историки, даже, установили, что это была вовсе не персидская княжна, а дочь владетельного кабардинского князя. Почему же Разин выбросил ее? Потому что на Дону его ждала законная жена. Но почему же он ее не отпустил? Да потому, что разбойник был. Вот этот эпизод, хорошо засевший в народной памяти, он очень хорошо нам показывает суть разинского похода на Каспий.

Разин на Дону

Наконец, пройдя через волок между Волгой и Доном разинцы вернулись домой. Но Разин не стал распускать свое войско. По весне 1670 года на Дон прибыл царский гонец. Он прибыл в центр донского казачества, Черкасскую станицу. Сюда со своим войском прибыл и Разин. Состоялся всеобщий казачий круг.

Разин задал царскому гонцу провокационный вопрос: «Ты от кого прислан? От царя или от изменников бояр?» и, поскольку, гонец ничего не мог внятно объяснить, Разин доказал своим товарищам, что это гонец от лихих бояр, не от самого государя. И казаки посадили царского гонца в воду. Казаки берегли порох и свинец и поэтому расправлялись вот таким простым способом, бросали в мешке в реку.

Мосты были сожжены и на разинском казачьем кругу было принято решение — идти на Волгу, теперь не на Каспий, а на Волгу.

Поход на Волгу

Накануне вот этого похода Разин рассылает письма, прелестные письма, как их тогда называли. От слова прелесть, то есть агитация, призыв перейти на свою сторону. В этих прелестных письмах Разин призывал мирских кровопивцев выводить. Кто такие мирские кровопивцы в понятии того времени? Это воеводы, это лихие бояре, это дьяки и подьячие, которые воруют государево жалованье, не праведно судят и притесняют людей.

То есть Разин выступал не против царя, а выступал против недостатков существующего строя. В разинском войске, когда оно вышло на Волгу, было два струга. Один был оббит красным бархатом, а другой черным. На красном струге, якобы, плыл царевич Алексей Алексеевич, сын царя Алексей Михайловича. На самом деле там был юноша, который изображал эту роль. А на струге, обитом черным бархатом, якобы, плыл сам патриарх Никон. На самом деле все это было не так, Никон находился в монастырском заточении в это время.

Что хотел Разин сказать народу вот этими двумя стругами? Что разинцы не против царя, не против церкви, они против лихих бояр.

И боевой клич разинцев звучал так: «Не чай». То есть также, как они на голову врага, нечаянно на врага появится сам царевич Алексей Алексеевич, который только что умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля.

Штурм Астраханской крепости

Разин не хотел оставлять у себя в тылу сильную астраханскую крепость и сначала двинулся вниз по Волге. На встречу разинцам воевода Прозоровский выслал большой стрелецкий отряд. Но он черным яром перешел на сторону восставших. Когда разинцы подошли к Астрахани, то первый штурм был неудачным. Но затем стрельцы задумались, для чего же они стреляют в казаков, которых воспринимали, как своих товарищей, и они договорились, что во время следующего штурма не будут стрелять в нападавших, а начнут убивать своих командиров. Так и произошло.

Второй штурм Астрахани закончился взятием крепости. Воевода Прозоровский был убит в городских воротах. Стрельцы перешли на сторону Разина и здесь, как и в других местах, состоялся дуван. Казнили начальство, детей воеводы Прозоровского 11 и 14 лет подвесили за ноги. Они пытали их для того, чтобы они сказали, где спрятана воеводская казна. Но они не знали. Один из них погиб, а другой выжил и всю жизнь потом хромал.

После взятия Астрахани Разин двигается вверх по Волге. Один за другим города захватываются. Стрелецкие гарнизоны переходят на сторону восставших.

Разин и московские стрельцы

Наконец, против Разина была выслана лучшая, пожалуй, московская пехота того времени — это столичные стрельцы. Московские стрельцы — это совсем не то, что городовые. Они получали большее жалование, их лучше одевали, они охраняли самого государя. Это была привилегированная элитная пехота. Это вот тогда несколько стрелецких полков в 1662 году спасли государя во время Медного бунта. И вот, в стругах эти казаки двинулись на Волгу, вниз, против Разина. Разинцы захватили поволжский город Саратов.

А московские стрельцы, которые двигались вниз по течению реки не знали о том, что государева крепость уже пала. И тогда Разин в очередной раз пустился на хитрость. Он спрятал часть своих войск в крепости, а другая часть изображала штурм крепости восставшими. И когда подплывающие московские стрельцы и увидели бой, они устремились на выручку, но, едва, они высадились на берег, как пушки крепости развернулись и стали палить по царскому войску, а из крепости вышла значительная часть разинского войска, и московские стрельцы вынуждены были сложить оружие.

Большинство московских стрельцов влилось в разинское войско, но разинцы не очень доверяли им и посадили их на весла, то есть вверх по Волге гребли столичные стрельцы.

Восстание у Симбирска

Наконец, Разин достиг города Симбирска. Крепость устояла и сюда, к стенам Симбирска, подошла правительственная армия. Однако, Разин взял верх и заставил правительственные войска отступить. Вот здесь, во время осады Симбирска, в наибольшей степени проявился крестьянский характер движения. Вот здесь, на заключительном этапе, это уже районы развитого поместного и вотчинного землевладения с большим количеством крестьян, здесь крестьяне присоединялись к восставшим.

Нужно иметь ввиду, что крестьяне действовали чаще всего в рамках своей волости. Они могли убить помещика, взять штурмом ближайший монастырек, а дальше они возвращались к своему хозяйству. Они не следовали далеко от своих домов.

Наконец, к стенам Симбирска подошли полки нового строя. Это были вновь созданные и обученные на иноземный лад части, которые на этот раз, в сентябре 1670 года, нанесли разину поражение.

Арест Разина и его казнь

Разин был ранен и с несколькими сотнями казаков бежал вниз по Волге и далее на Дон. На Дону домовитые казаки выдали Разина властям. Они спасали свои головы. Видели, что восстание терпит поражение и искали случая поладить с государем. Разина и его брата Фрола доставили в Москву.

Говорили, что Разин мужественно вынес все пытки и летом 1671 года он был казнен. Ему отрубили сначала руки-ноги, а потом голову, то есть четвертовали. Брат Разина, Фрол, закричал у плахи: «Слово и дело», то есть он объявил за собой страшную государственную тайну. На деле он просто хотел отсрочить свой конец. Он заявил на следствии, что знает, где спрятаны сокровища Разина, но, когда несколько лет спустя убедились, что Фрол просто водит следствие за нос, то его тоже казнили.

После гибели Разина восстание еще не прекратилось, хотя было разгромлено ядро повстанческого войска, казачье ядро. Но крестьяне в разных местах еще продолжали с оружием в руках оказывать сопротивление. Впрочем, крестьянское движение было подавлено. Оно было разрозненно, и боярин Юрий Долгорукий, которому царь поручил это дело, потом хвастался, что он повесил 11 тысяч крестьян в ходе этих карательных действий.

Был ли смысл в восстании Разина

Зададимся себе вопросом, а если бы Разин победил? Представим невозможное — Разин одержал верх. Привело бы это к изменению всего строя Московского государства? Вряд ли. Московское государство 17 века не могло быть организовано по образу казачьего круга. Структура его была более сложная, поэтому, если бы разинцы, вдруг, и одержали на какое-то время вверх, то они также, как и дворяне мечтали бы получить себе какое-нибудь поместье с крестьянами.

И в этом смысле движение Разина было бесперспективным, то есть причина его нам понятна — это было стихийное возмущение простого люда против самодержавно-крепостнического государства, но каков мог быть результат? И вот в этой связи уместно подумать о том, что в русском языке есть два слова, которые часто употребляют, как синонимы, но на самом деле между ними есть разница. Это слова «воля» и «свобода». Воля — это такая воля, которая не ограничена ничем, кроме своего желания.

А свобода — это такая свобода, которая ограничена свободой другого. Казаки, конечно, мечтали о воле. Именно поэтому Разин, может быть, наиболее поэтическая фигура русской истории, потому что в рамках самодержавно-крепостнического государства, отдельный человек не мыслил себе, как обеспечить свои права и свои свободы иначе, как бегством на границы государства, участие в казачьих набегах и грабежах. И вот эти два слова — воля и свобода, они дают нам возможность задуматься теперь о том, какую волю и какую свободу мы хотели бы сейчас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий