Власть и церковный раскол — реформы патриарха Никона и их последствия

После смерти с Иосифа следующим патриархом стал Никон, бывший митрополит Новгородский. Как тогда говорили, собенный друг Алексея Михайловича. Но он был не только другом, а еще и единомышленником. Дело в том, что Никон разделял идею всеправославного царства, которая была так близка сердцу царя, а еще считал, что править русские православные книги требуется именно по греческим образцам.

Власть и церковный раскол

Реформы Никона

В дни, когда решался вопрос о новом предстоятеле русской церкви, еще никто не подозревал какой трагедией для страны и народа обернуться эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя, угодной царю церковной политики. А вознамерится возвысить священство над царством. Собственно, сама церковная реформа, начатая Никоном в 1653 — 1655 годах, заключалась в следующем:

  • крещение не двумя, а тремя перстами;
  • замена земных поклонов поясными;
  • троекратное пение аллилуйя, вместо двукратного;
  • движения верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
  • по-иному стало писаться имя Христа — Иисус, вместо Исус;
  • все книги и иконы, написанные по старым, не по греческим образцам, подлежали уничтожению.

Для верующих все эти отступления были существенным нарушением традиционного церковного канона, а ведь молитва, произнесенная не по канону, согласно мнению верующих людей, не просто неправильна, она богохульна. Поэтому Никона тут же обвиняют в латинстве. Дело в том, что греческая церковь запятнала себя флорентийской унией, заключенной в 1439 году.

Будучи человеком властным, волевым, даже, фанатичным, Никон получил необъятную власть над верующими. В отношении царя он претендовал на ту роль, которую выполнял в свое время Филарет при Михаиле Федоровиче. Никон всячески подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской.

Отречение Никона и суд над ним

Став соправителем царя, новый патриарх оттеснил на задний план боярскую думу, а потом и самого Алексея Михайловича. Отношения между ними настолько обострились, что царь стал выражать открытое недовольство действиями патриарха. Такого к себе отношения Никон вытерпеть не мог. В 1658 году после службы в Успенском соборе он заявляет о том, что слагает с себя патриарший сан и отправляется в монастырь. Этим он надеялся сломить слабовольного царя, чтобы тот молил его о возвращении. На деле все получилось наоборот. Дело в том, что на Алексея Михайловича довольно-таки сильно влияло боярское окружение, которое, по большей части, не поддерживало реформы Никона. Никон понял, что его не спешат звать обратно. И тогда, в 1664 году, он делает попытку вернуться. Перед рождественской службой он вновь появляется в Успенском соборе и заявляет, что сошел с престола никем не изгнанный и вернулся обратно никем незваный. Однако, Алексей Михайлович велит ему вернуться обратно в монастырь.

В 1666 году царь созовет церковный собор для суда над Никоном. Судить его будут за самовольное отречение от патриаршества без царского на то повеления. Приоритет царской власти над церковной был установлен. Присутствовавшие на суде александрийские, антиохийские патриархи православных церквей поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана. А еще вечное заточение в Ферапонтов монастырь.

Уже при следующем царе, Федоре Алексеевиче, Никон будет освобожден. Дело в том, что до Федора Алексеевича дойдут слухи о том, что Никон тяжело болен. И вот, умирающий Никон поплывет в сторону Воскресенского монастыря. Его будут встречать толпы народа, а Никон к тому времени будет уже не в состоянии оценить тот факт, что его освободили. Он умрет 17 августа 1681 года.

Старообрядец протопоп Аввакум

Тот же самый церковный собор 1666 — 1667 годов, который осудил Никона, придаст проклятию тех, кто не поддержит его реформу, старообрядцами назовут этих людей. Тем самым будет окончательно зафиксирован факт раскола русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядчества выступил протопоп Аввакум. Когда-то он входил в кружок ревнителей благочестия, который сложился вокруг царя Алексея Михайловича. Однако позже, резко разошелся во взглядах с царем и с Никоном на церковную реформу. По его мнению опираться православной церкви следовало на старые традиции в изоляции от остального мира. В деятельности Никона и в нем самом Аввакум видел огромное зло, которое лишь ослабляет церковь.

Вот как он отзывался о Никоне: «Никитка, как же, знаю его. Недалеко от меня родился, между Лысково и Мурашкина. Отец его Черемисин, а мати его русалка. Мина — Адаманька, а сам Никитка колдуном учинился».

За свои воззрения Аввакум был арестован и заключен в монастырь, а позже сослан с семьей в Сибирь. Претерпел многие невзгоды. На соборе 1666 года он был предан церковному проклятию и вновь заключён в земляную темницу. После смерти Алексея Михайловича сам сделает шаг навстречу своей гибели, послав новому царю Федору Алексеевичу послание, полное обличений. За великие на царский дом хулы будет сожжен заживо вместе с товарищами по заключению.

Последствия реформы Никона

Реформа Никона не затрагивала религиозных основ, касалась скорее обрядовой стороны, но для любой религии обрядовая сторона тоже необыкновенно важна.

К тому же возмущение вызывал сам факт вмешательства светских властей в дела духовные. Старообрядцы расценили реформу, как покушение на саму веру, веру их отцов.

Они сочли, что государственной властью овладел антихрист.

Масса старообрядцев уходили в леса и при приближении солдат нередко прибегали к коллективному самосожжению. Масштабы этого движения, кстати, поощряемого Аввакумом, ужасали. Широту движению старообрядцев придавали и социальные мотивы: выступление против централизации, крепостничество, вмешательство в духовную сферу. Все это обусловило очень пестрый состав старообрядцев. Туда входили и низы, и боярские верхи, знаковой стала история боярыни Морозовой, и представители духовенства.

Таким образом, церковная реформа и раскол являлись глобальными явлениями, которые имели огромные социокультурные последствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий