Власть и церковь в 17 веке — церковный раскол и правление разных патриархов

Смута стала суровым испытанием для церкви. Это было страшное время, оставившее о себе недобрую память. Разруха, голод, запустение, слабость центральной власти и интервенция. Все это не могло не сказаться на церкви. Церковные иерархи оказывались в самой гуще политических событий. Причем, это касалось, как рядовых служителей, так и патриархов.

Власть и церковь

Патриарх Иов

Так, патриарх Иов поддержал Бориса Годунова и отказался признать самозванца Лжедмитрия I законным правителем. Смерть Годунова в 1605 году и победа Лжедмитрия I означали падение Иова. Патриарх Иов был в алтаре, когда в успенский собор, расталкивая молящихся, вошли бояре Василий Голицын и Василий Масальский, сопровождаемые стрельцами, толпой посадских людей и просто любопытной чернью. Патриарх знал, зачем они пришли. Накануне Голицын передал ему послание самозванца. Еще вчера живы были жена и дети царя Бориса Годунова, и Иов молился, чтобы господь укрепил их.

Сегодня тела царицы и ее сына были выставлены на всеобщее обозрение, и патриарх молился о спасении душ своих невинно убиенных духовных чад. И вот убийцы Годуновых пришли за ним.

Патриарх Иов сам описал эти события: «Множество народа с оружием и дрекольем вошли в церковь во время святого и божественного пения и, не дав совершить божественной литургии, вошли в святой алтарь и меня, патриарха Иова, из алтаря взяли и в церкви, по площади таская, позорили многими позорами. Униженного, низвергнутого патриарха в простой ризе черница на телеге отправили под строгий надзор в родную ему старицу, в Свято-Успенский монастырь».

Патриарх Игнатий

После изгнания Иова, церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, который короновал Лжедмитрия, венчал его с Мариной Мнишек. На следующий день после убийства Лжедмитрия, Игнатий был лишен сана и заточен в Чудов монастырь, как простой монах. Он снова возвыситься при поляках, а после их изгнания убежит в Польшу и примет там унию, то есть при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признает главенство Папы Римского.

Насильственным отстранением патриархов далеко не исчерпывалось все то, с чем пришлось столкнуться церкви в период смуты. Массовым явлением были убийства оккупантами служителей церкви и взятие их в заложники. Так, поставленный при Василии Шуйском московским патриархом Гермоген, находясь в заключении был уморен голодом за то, что благословлял на борьбу с поляками.

Патриарх Филарет

8 лет в польском плену провел еще один очень влиятельный церковный иерарх — митрополит Филарет, Федор Никитич Романов, отец первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. В июне 1619 года, возвратившийся из плена Филарет, был торжественно встречен под Москвой царем, двором, духовенством, толпами народа, а несколько дней спустя посвящен в сан патриарха московского и всея Руси. Однако, сфера деятельности нового патриарха будет далеко выходить за рамки церковных дел.

Для своего сына Михаила Федоровича он станет фактически соправителем, сосредоточив в своих руках светскую и церковную власть. Филарет, в первую очередь, будет заботиться об укреплении самодержавия и новой династии. А вот важные церковные вопросы при Филарете так и не будут решены. Ни при нём, ни при его преемниках: патриархах Иоасафе I и Иосифе. Что неудивительно, ведь речь идет не о рядовых вопросах, а о крупном идеологическом кризисе 17 века.

Идеологический кризис 17 века

Внешне этот кризис начался с попытки ввести единство церковных книг и обрядов. На самом деле дело обстояло намного сложнее. Это была попытка централизации духовной сферы. Попытка, которая шла вслед за теми процессами, которые уже происходили в сферах политической, экономической и социальной.

Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде всего, требовалось решить, по каким образцам вносить исправления, по древнерусским книгам или по греческим оригиналам? И те, и другие оказались не безупречны. В русских книгах не было двух одинаковых текстов, так как переписчики часто ошибались, а то и вовсе вписывали что-то свое. Казалось бы, чего проще? Значит надо исправить книги по греческим оригиналам. Но и здесь все оказалось вовсе не так понятно. Дело в том, что после падения Византии под ударами турок, вся православная греческая литература печаталась в католической Италии.

Противники исправления русских богослужебных книг по греческим оригиналам мотивировали свою позицию так: «Греков нельзя слушать, поскольку они под магометанским игом живут и учатся » по латинам», а кто по латыни научился, тот с правого пути совратился».

Кружок ревнителей древнего благочестия

Вскоре, после восшествия на престол второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича, вокруг него и его духовника Стефана Вонифатьева сложился круг лиц, главным образом духовного звания, которые называли себя ревнителями древнего благочестия. Туда входили боярин Федор Михайлович Ртищев, архимандрит, то есть настоятель Новоспасского московского монастыря, Никон, протопоп Аввакум и другие.

Имея одну общую цель возвысить Москву среди православных народов, члены кружка так и не сумели найти в этом вопросе какое-то общее решение. Дело в том, что Аввакум считал, что достичь этой цели можно только изолировав российское государство от иноземного влияния, опираясь на собственные силы. Никон и Ртищев, да и сам Алексей Михайлович придерживались совершенно противоположной точки зрения. Нужна опора на те знания, которые имелись и у других народов. Собственно, спустя некоторое время в кружке ревнителей древнего благочестия возник раскол, и раскол этот станет провозвестием того большого раскола, который коснется вскоре всей церкви в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий