Развитие художественной культуры в 18 веке — первые громкие русские имена

Вообще, признанным подъемом, Золотым веком русского искусства считается 19 век, но понятно, что такого всплеска в русской культуре не могло случиться, если бы 18, то есть предшествующей век, был бы каким-то совсем никуда не годящимся. Что же было в русской культуре в 18 веке?

Развитие художественной культуры

Влияние западноевропейской культуры

18 век — это очень знаменательный период российской истории. Вы уже знаете о том, что в 18 веке Россия в корне меняет свою социальную организацию, меняет бытовое устройство, меняется, разумеется, и культура России. Почему? Потому что великий русский царь, а позднее император, первый император российского государства, Петр I, по сути, всё перекраивает в этой стране на свой лад, по своему желанию. И главным вектором этого развития, то есть главным направлением, по которому Петр считает необходимо развиваться России, было западноевропейское.

Поэтому русская культура 18 века находилась под очень большим влиянием именно западноевропейской культуры. Петр был по-настоящему грандиозным царем реформатором. Он подходит к вопросу реформирования государства, может быть, не системно, потому что у него не было какого-то конкретного, четко определенного плана действий, но, если он чувствовал, интуитивно чувствовал, что что-то нужно изменить в той или иной области, он обязательно это делал. Так произошло и с русской культурой.

Перемены в культуре

Во-первых, главным направлением развития русской культуры, все-таки, была культура религиозного содержания. Иконопись, архитектурное строительство, в основном, были направлены, нацелены, на создание каких-то шедевров, связанных, опять таки, с русской православной церковью. Теперь же, в 18 веке и по под влиянием западноевропейской культуры, наше художественное творчество как бы обмерщвляется, то есть мы имеем дело уже с культурой, связанной не с религиозным содержанием, а с содержанием бытовым.

Это могут быть самые разные темы — это и исторические сюжеты, это и сюжеты из жизни, это могут быть какие-то, даже, патетические сюжеты, то есть связанные с выдуманными персонажами, мифами. А если мы с вами посмотрим на век назад, то мы увидим, что в России мифология, древнегреческая мифология, была под строжайшим запретом. Почему? Да потому, что мифы противоречили религиозному сознанию. Если мы говорим о мифологических персонажах, мы, по сути, говорим о созданиях, которые так или иначе являются плодом творения дьявола, но никак не Господа.

Появление особого русского стиля

Многие русские, будущее деятели культуры такие, как художники, архитекторы, инженеры, писатели, поэты, многие люди получили образование на западе. Иногда это было, между прочим, насильственным образом, потому что Петр насильно посылал дворянских детей на обучение в западную Европу, в Англию, Францию, Германию, особенно в Голландию очень много, в Италию ездили наши с вами соотечественники для того, чтобы получить такое высокое западноевропейское образование.

Возвратившись назад, эти люди смогли привнести нечто свое, новое, потому что, все таки, даже получив образование на западе, даже нося европейское платье, надев парики, это были люди, по сути своей, русские и поэтому, постепенно, в 18 веке вырабатывается особый русский стиль в художественном творчестве.

Ведущие направления художественного творчества

Ведущими направлениями художественного творчества в 18 веке были два стиля — это барокко и это классицизм. Безусловно, оба направления приходят к нам извне, то есть это было западноевропейское влияние, но, так или иначе, русские деятели искусства они принесли нечто свое, нечто самостийное, выработав этот особый русский стиль.

Складываются основные жанры художественного творчества в России. Выделяются основные направления развития, в частности, это живопись, это литература, это архитектура, появляется русская национальная скульптура и, даже, русская музыка, хотят тогда все эти направления художественного творчества были под очень большим влиянием иностранным.

Первые громкие русские имена

И тем не менее, появляются первые громкие русские имена. Например, отцом российской драматургии становится Сумароков. Его пьесы, между прочим, ставятся до сих пор, хотя, конечно, тут нужно делать скидку — это 18 век, язык еще несколько отличается от того языка, которым мы с вами сейчас разговариваем и, даже, дело не в жаргонизмах, а именно в самой подаче, языковой подаче. Все-таки тот язык, которым общаемся мы с вами — это во многом язык Пушкина.

А вот то, что было до него, это очень большое влияние еще старого типа общения, еще допетровской эпохи. Например, мы сейчас обычно с вами говорим о Лжедмитрии, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и так далее, то есть знаменитые события, связанные с тем смутным временем, а тогда говорили не Лжедмитрий, а говорили Дмитрий-самозванец. Тут в общем, как бы, небольшая разница, но вместе с тем, способ подачи иной и так, в общем то, было абсолютно во всем. Мы можем назвать с вами Фонвизина и знаменитое произведение «Недоросль», которое до сих пор изучается в нашей с вами школе, в курсе литературы.

А если мы говорим о том, что в России начинает появляться уже подлинная публицистика, такого патриотического или оппозиционного характера, то тут, безусловно, мы должны с вами вспомнить имя выдающегося русского борца за права, тогда нельзя было сказать права человека, но за право свободной мысли, и речь идет, конечно, о Радищеве. Его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» настолько потрясло умы тогдашний верхушки, правящей элиты, что посчитали этого человека просто опасным и сослали в Сибирь. То есть за слова тогда человек мог не только поплатиться, допустим своим благополучием, но, вообще говоря, мог поплатиться и собственной жизнью.

Появление русского национального театра

В 18 веке появляется русский национальный театр, хотя это не был еще государственный театр, как в Москве или Петербурге, позже появляется Большой, Малый драматический театр. В 18 веке это были еще театры при домах крупных вельмож, которые за свои собственные средства, по своей инициативе, ради прихоти, устраивали домашние спектакли. Как правило, в них задействованы были их же крепостные крестьяне, безусловно, люди талантливые, которые могли освоить актерское мастерство.

Но вот именно из этих домашних театров постепенно складывается русский национальный театр, который приходит на смену иностранным труппам, которые разъезжали по всей стране, давали представление. Так, например, домашний театр Шереметева давал представление, в котором принимала участие выдающаяся русская актриса 18 века Прасковья Жемчугова. Это была крепостная крестьянка, но, видимо, необыкновенно талантливый человек, поскольку, ее гению поклонялись представители всех сословий.

Развитие живописи и скульптуры

Активно развивается русское художественное творчество в направлении живописи и скульптуры, но иностранное влияние продолжало оставаться довольно значительным, и многие знаменитые произведения, которые мы сейчас считаем своим национальным достоянием, были созданы еще иностранцами, правда, иностранцами, приехавшими в Россию, по долгу в России жившими.

Можно сказать, что это люди обрусевшие в чем то, но, все-таки, это были иностранцы, это были воспитанники западных школ. В качестве примера можно привести скульптору Фальконе.

Речь идет о знаменитом Медном всаднике, которому потом Александр Сергеевич посвятит свое бессмертное произведение. Эта скульптура была создана по заказу Екатерины II, и посоветовал этого скульптора выдающийся французский философ, с которым Екатерина переписывалась Дени Дидро и, в общем-то, Россия не прогадала с выбором.

Архитектура

Если же мы поговорим с вами об архитектуре, то, конечно, нужно вспоминать фамилии Растрелли, Баженова. Эти архитекторы внесли огромный вклад в развитие Санкт-Петербурга, новой российской столицы, но, в том числе, и в градостроительстве московском принесли свое слово. Москва стала меняться, из патриархального города она стала постепенно превращаться в такой европеизированный, хотя вместе с тем, с сохранением русской специфики.

Другими словами, развитие русской культуры в 18 веке во многом подготовило всплеск потрясающей русской культуры 19 века, по праву называющегося Золотым веком русской культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий