Перемены в культуре России в годы петровских реформ — важные изменения

Среди всех изменений, которыми так богата эпоха Петра, пожалуй, одно из наибольших значений имеют изменения, связанные с областью образования и просвещения. Дело в том, что еще в 1698 году первая группа дворянских детей была послана за границу. Там они грызли гранит науки, кто-то лучше, кто-то хуже, одна группа так вообще боялась возвращаться из Англии, постольку поскольку, большую часть времени потратила на всякие развлечения. Их пришлось возвращать лично Петру I. Но тем не менее, как бы не училась группа за границей, сами понимаете, что для просвещения целой страны этого маловато.

Перемены в культуре России в годы петровских реформ

Появление школ

И вот, появляются школы, самые-самые разные. Первая школа — Навигацкая в Москве. Потом, попозже, появится Морская академия в Петербурге. Еще позже — Цифирные школы, те, которые будут просвещать провинциальное дворянство. Следует сказать, что в эти школы дворянские дети шли не очень охотно, и Петру пришлось специальным указом запрещать жениться тем, кто не закончил начальную школу.

Появятся епархиальные школы, где готовили, как тогда выражались, лучшее и исправное духовенство. Возникнут школы для детей мастеровых, для детей горнорабочих и гарнизонных солдат. Все будет развиваться постепенно. В целом, следует сказать, что образование при Петре I претерпело существенные изменения. Богословские дисциплины отошли на второй план, а на первый план вышли арифметика, физика и астрономия.

Отношение народа к нововведениям в образовании

Сказать, что вновь образуемые школы не встречались с трудностями, это несколько преувеличить. Конечно, трудностей было много. Прежде всего, народ не хотел учиться. Из Рязанской Цифирной школы сбежало больше половины учащихся, из 96 пятьдесят с лишним убежало. Вятский воевода разыскивал учеников для своей Цифирной школы при помощи солдат.

Подходящих детей буквально сгоняли в учебные классы. Можно сказать еще отдельно и о Навигацкой московской школе. Там поступали достаточно часто жалобы на имя Петра о том, что директор данного учебного заведения имеет нехорошую привычку бить своих учеников по лицу и, даже, палкой. То есть, как мы видим, методика преподавания тоже была далека от совершенной. Надо ли удивляться тому, что в 1722 году появляется очень интересный указ Петра I о розыске 127 беглых учащихся из Петербургской Морской академии. Не выдержали, видно, тягот жизни и тягот обучения.

Другие изменения в области просвещения и образования

Среди прочих мер, которые способствовали развитию просвещения при Петре I, следует упомянуть введение гражданского шрифта. Он существенным образом облегчал чтение. При Петре же возникает и первая печатная газета — «Ведомости». Это была первая печатная газета, но на самом деле, существовала еще и рукописная — «Куранты», еще во времена Алексея Михайловича.

Следует также вспомнить и Кунсткамеру, первый русский музей, который тоже возник в петровское время. В Кунсткамере собирались редкости, древности и все то, что Петр I считал интересным для широкой публики. И, наконец, вершина всего — Академия наук. Величайшие учреждение, в котором собирались ведущие ученые, как выписанные из за границы, так и молодые талантливые ученые, так сказать, отечественного производства.

Самое основное, что требовалось от ученых — это делать доклады, совершать открытия, ну и за все это получать жалованье из казны. Открытия петровской поры самым неразрывным образом были связаны с практическими потребностями государства. В частности, поиск полезных ископаемых и новых торговых путей, привел к тому, что на картах появились области, ранее на них не нанесенные. В частности, речь пойдет об Аральском море, которое не было известно в Европе. Появилась на картах и Прикаспийская область, бассейн Дона, Азовское море. Отдельно следует сказать о русских землепроходцах, которые исследовали Курилы и Камчатку.

Изменения в архитектуре и живописи

Самое главное и основное архитектурное направление петровского времени — это, так называемое, русское или, как его позднее назвали, петровское барокко — пышное, красивое. Наиболее яркими представителями этого направления являются архитекторы Доминико Трезини с его знаменитыми постройками — Петропавловский собор, Здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I. Отдельно следует сказать об Иване Коробове, который построил Гостиный двор в Москве и, естественно, нельзя не упомянуть Ивана Зарудного, автора Меншиковой башни в Москве.

В живописи при Петре I господствует светское начало, более того, главенствует портрет. Портрет этот не имеет ничего общего с парсунами 17 века. Все авторы старались максимально точно передать черты лица тех, кого они, собственно, изображали. Среди наиболее прославленных живописцев того времени следует вспомнить Ивана Никитина с его знаменитыми портретами канцлера Головкина, графа Строганова или его портрет, посмертный, Петра I. Нельзя также не упомянуть Андрея Матвеева — Автопортрет с женой.

Появляется и первый общедоступный русский театр. Русским он, правда, был весьма относительно, постольку поскольку, возникший в 1702 году на Красной площади театр, который назывался Комическая хоромина, разыгрывал исключительно только произведения зарубежных авторов, более того и труппы тоже были немецкие, но тем ни менее, позднее возникнет театр и русский, где играть будут уже и русские актеры.

Изменения в быте

Изменения коснулись также и быта. Причем быта, пожалуй, наиболее сильно. Дело в том, что Петр изо всех сил старался, чтобы Россия соответствовала правильным, по его мнению, западным стандартам, а раз так, изо всех сил пытался сделать так, чтобы русский человек видом своим, поведением своим, походил на иностранца. Началось все с того, что в 1700 году Петр велел праздновать новый год уже не от сотворения мира, а, собственно, от Рождества Христова. 1700 — это уже, как раз, и был год от Рождества Христова. Более того, празднование было не 1 сентября, как это было принято на Руси раньше, а 1 января.

Тогда же первый раз украшали, как раз, дома дворян еловыми ветвями. Старались, опять-таки, изо всех сил в этом соответствовать стандартам западноевропейским.

Внешний вид граждан

Что касается внешнего вида русских людей, то здесь Петр тоже сделал все, чтобы они обликом своим походили, опять таки, на представителей западной европейской цивилизации. Брадобритие было возведено в ранг государственной политики. Купцам, которые не желали расставаться со своей растительностью на лице, предписывалось платить 100 рублей в год. Дворянам немножко полегче — 60 рублей. Всем прочим по 30 рублей, ну а крестьянам по одной копейке при каждом въезде в город. Если люди платили уже, соответственно, эту пошлину, то им выдавали специальный медный знак, который полагалось носить на шее, что вроде того, что претензий нет, пошлина уплачена.

Далее последовал указ об обязательном ношении иноземного платья, причем, иноземные платья были надеты и на жен и дочерей дворянских, и выглядели они, с позиций русского человека, не очень прилично.

Далее последовали указы пить кофе, курить табак, пить чай.

Появление ассамблей

И, наконец, появляется новый вид досуга — ассамблея. Ассамблея предполагала наличие изящных манер, знание политеса. Ну как тут было обойтись без своеобразного учебного пособия. И вот, появляется «Юности честное зерцало». Работа, которая была эклектична. Собрана из работ самых, самых разных зарубежных авторов. Согласно этой работе юному дворянину приписывалось знать самые основные правила поведения в хорошем обществе. Что же это были за правила?

Молодому дворянину предписывалось в глаза глядеть весело и приятно. Общаясь, снимать шляпу. Сидя, за столом по столу руками не колобродить, ногами не мотать, ножом между зубами не ковырять. В обществе не плевать в круг, а плевать только за его пределы. Одним словом, большое количество житейских мудростей.

Дворянам предписывалось общаться друг с другом исключительно только на иностранных языках, а прислугу держать на расстоянии. Более того, держаться с ней недоверчиво. Следует ли удивляться, что спустя некоторое время дворянин стал, по существу, чужаком, иноземцем в своей собственной стране. То, что дворянская культура все больше и больше ориентировалась на западноевропейские образцы, все дальше уходила от народных основ, становилась все более светской, кто знает, не в этом ли кроется основа тех трагических событий, с которыми столкнется Россия в начале 20 века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий