Нам с вами Иван IV больше известен под именем Иван Грозный. С 1533 по 1584 год находился Иван IV у власти и эпоха эта была трагичной, страшной эпохой в жизни нашей страны. Она была неразрывно связана с именем Ивана Грозного. Ни одна другая личность не привлекала настолько внимание художников, писателей, историков, как личность Ивана IV. Кем же он был? Страшным тираном, убивавшим невинных людей или мудрейшим правителем средневековья? Истина, как всегда находится где-то посередине и ответить на наши вопросы помогут только факты.
Детство Ивана Грозного
А факты у нас таковы. С самого детства судьба не баловала юного Ивана. Отца своего Василия III он потерял, когда ему было три года. Мать, Елену Глинскую, судя по всему, отравили, когда мальчику было восемь лет. Иван остался один на попечении бояр. 9 лет длился период боярского правления, и период этот был наполнен кровавыми распрями между представителями различных боярских кланов: Бельских, Шуйских, Глинских. Юный Иван проникался мыслью, что иначе и нельзя вершить правосудие в стране, как только через кровавые расправы.
Так продолжалось довольно долго. Бояре со своей стороны как могли баловали юного князя. Бояре сквозь пальцы смотрели на милые развлечения юного князя, как он бросает с крыши терема вниз собак и кошек, и надо ли удивляться тому, что в 13 лет Иван IV вынес свой первый смертный приговор, а в 14 лет любимым его развлечением были скачки по улицам города, когда разгоряченные кони давили зазевавшихся прохожих.
Венчание Ивана Грозного на царство
В январе 1547 года, уже подросший Иван IV, венчался на царство в Успенском соборе Московского кремля. Титул великий князь сменился титулом царь. Это безусловно выделило Ивана IV из ряда прочих князей, сделало его уникальным. Это был огромный шаг на пути к самовластию. До подобного нововведения он додумался не сам, скорее помогло окружение, в том числе митрополит Макарий. Слово царь происходит от латинского «цезарь», превратившегося из личного имени талантливого римского полководца в императорский титул.
Царями на Руси именовали византийских и германских императоров, а также ордынских ханов, поэтому, провозгласив себя царем, Иван достигал одновременно нескольких целей:
- во-первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси от орды и, более того, равенство с нею;
- во вторых, подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие;
- в третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с западной Европой, так как русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором — германским;
- наконец, обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики.
Став царём, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих — Тверских, Суздальских, Ярославских и прочих князей. В Византии император фактически возглавлял даже церковь. Все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь автоматически переносились на государя всея Руси.
Окончание правления бояр
Все в тот же год, 1547, когда Иван IV венчался на царство, произошли великие и страшные события. Лето этого года выдалось засушливое и, вдруг, неожиданно, Москва запылала с разных сторон. В огне погибли около 2 тысяч человек. Досужие москвичи стали разносить слухи: виновата де во всем бабка Ивана IV, которая происходила из рода Глинских. Это она оборотясь сорокой летает над Москвой и кропит и ее водой, а в воде лежат сердца мертвецов, именно потому пылает Москва.
Слухи были откровенно глупые, но им охотно поверили. Мгновенно вспыхнули мятежи, появились первые жертвы. Дядька царя, Юрий Глинский, был забит камнями. Сам Иван еле спасся из горящей Москвы.
Впоследствии, вспоминая об этих временах он комментировал их так: «Страх вошел в душу мою. Трепет вошел в кости мои, и дух мой смирился».
Еще бы было Ивану IV не смирится духом.
Священник Сильвестр объяснил ему: «Все пожары — это кары за грехи и дальше будет еще хуже, если Иван не возьмет, наконец, бразды правления в свои руки». Коронация, пожары, мятеж, ознаменовали собой окончание правления бояр, и начало совсем иного периода, периода реформ избранной рады.
Период правления избранной рады
Избранная рада, так назывался довольно тесный круг вельмож, который сложился к 1549 году вокруг Ивана Грозного. В него входили: Андрей Курбский, Алексей Адашев, Иван Висковатый, бояре Захарьины, родственники первой жены Ивана и, конечно же, священник Сильвестр. В 1550 году открылся первый земский собор — совещательный орган при царе. Реформы начались.
Реформы в области права, церкви и армии
В 1550 году был составлен новый судебник. Большая часть глав в нем была посвящена вопросам управления и суда. Однако же, оговаривались и моменты, связанные с крестьянами. Крестьяне получали право менять господина за неделю до Юрьева дня и неделю после. Это еще не было крепостное право, но тем не менее, самое его начало.
Помимо прочего, были проведены и реформы в области церкви. Для этого были собраны церковные соборы 1549 года и, так называемый, стоглавый собор 1551 года. Там обсуждались важные для церкви вопросы: во-первых, места, чтимые святыми становились общерусскими, а во вторых, на стоглавом соборе особое внимание уделялось морально-нравственному облику духовенства. Были проведены реформы центрального и местного управления. Появились приказы, было существенно ограничено местничество и отменены кормления.
Не обошли реформы стороной и армию. В 1550 году появилось постоянное стрелецкое войско. А в Уложении о службе от 1555 года особо подчеркивалось, что отныне и владельцы вотчин, и владельцы поместий будут проходить службу на общих основаниях. Таковы были реформы избранной рады.
Конец правления избранной рады
Закончила она свое существование в 1560 году, когда противоречия, внутриполитические и внешнеполитические противоречия между ней и Иваном Грозным, стали непреодолимыми.
Рада просуществовала до 1560 года. Потом она распалась.
Причин тому множество, как внутриполитические события, так и совершенно непреодолимые внешнеполитические противоречия между членами рады и царем. Рада распалась, но значение ее деятельности было поистине огромным. Она заложила основы самодержавно-крепостнической государственности с одной стороны, а с другой стороны — это был огромный шаг на пути к централизации, но централизация эта предполагала и усиление личной власти царя. На это была направлена опричнина, введенная царем позже.