На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.
Быт, одежда, еда, развлечения
В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.
Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.
Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.
Появление книгопечатания
В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.
Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.
Памятники общественно-политической мысли
16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.
Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.
Живопись и зодчество 16 века
Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.
В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.
В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.
К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.
Расцвет науки и техники
16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.
Церковно- -философские течения
На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.
Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.
Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.