Русское искусство в 15-16 века — известные мастера того времени

Стоит заметить, что в 15-16 веках русское искусство по прежнему всецело находилось под влиянием церкви. Собственно, первые светские портреты появляются на Руси лишь в начале 17 века. Они назывались парсуны и отличались от икон тем, что на них могли быть изображены люди, не имеющие отношения к религии, в то время, как на иконах помещались только изображения каких-то библейских персонажей или святых.

Развитие живописи и архитектуры в Московской Руси

Иконопись и иконописцы того времени

Древнейшими единственными знакомыми нам парсунами являются изображение царя Ивана Грозного и его сына Федора. Впрочем, стоит заметить, что и техника исполнения парсун не сильно отличалась от иконописной. Да, иконопись по-прежнему незыблемо занимала первое место в жизни Московского государства. Мы мало что знаем о мастерах иконописцах этого времени.

Дело в том, что считалось, что заслуги самого мастера в деле написания иконы нету, потому что в момент работы его рукой руководят силы небесные. Однако, история донесла до наших дней имя одного из крупнейших мастеров. Его звали Дионисий. Он работал в Москве на рубеже 15 — 16 веков. Работал он в традиции Андрея Рублева. Его изображения наполнены некоторой одухотворенностью, праздничностью. Его кисти принадлежат такие работы, как «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне». Расписывал он Ферапонтов и Волоколамский монастыри.

Строительство Кремля

Центром русского зодчества в 15-16 веках, безусловно, являлась Москва. Еще при Иване III начинается грандиозная работа над созданием комплекса Кремля. Царь не скупился на трату средств для этих работ. Он приглашал лучших архитекторов. Так, Успенский собор, строившийся в Кремле, создавал знаменитый итальянец Аристотель Фиараванти. Успенский собор поражал современников своей нарядностью, грандиозностью. Здесь проходило венчание на царствование русских царей вплоть до Николая II. В то же время позаботился Иван III и о защите сердца Москвы.

Началась постройка стен Кремля в 1485 году. Над ними работали такие выдающиеся мастера, как Петр Марк Фрязинов, Алевиза миланец. В тот же период создается и Грановитая палата. В ней проходили приемы иностранных послов, заседания земского собора. Творцами этого шедевра являются архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Развитие церковного строительства

Разумеется, очень активно в 15-16 веках развивалось церковное строительство. Этот период подарил нам такие шедевры, как Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей и царей до Петра I. Благовещенский собор, колокольня Ивана Великого, созданная в 1505 — 1508 годах, за которой, кстати, располагалась Ивановская площадь, знаменитая тем, что здесь объявлялись дьяками царские указы и отсюда пошло выражение «Кричать на всю ивановскую».

Наконец, при Иване Грозном был создан знаменитый собор Покрова на Рву. Собор получил свое название в честь знаменательного события: войска Ивана Грозного захватили Казань. Название же свое он получил от того, что штурм Казани, успешный, был осуществлен в день праздника покрова Пресвятой Богородицы. Однако, более широко этот собор известен под названием Василия Блаженного. Дело в том, что во время строительства собора в нем жил местный юродивый — Василий. Здесь же он и скончался и был похоронен в одном из приделов храма.

Оборонное строительство

В 15-16 веках развивались стройки и другого рода, в том числе предназначенные для сугубо практических целей, например, обороны страны. Новые крепости снабжались по первому слову тогдашней техники. Это было возможно потому, что появились первые оружейные и литейные мастерские в России.

Одним из замечательных мастеров был Андрей Чёхов. Он отливал колокола, отливал пушки, он создал знаменитую Царь-пушку. Размеры ее впечатляют. Длина ствола 5 метров, вес 40 тонн, диаметр ствола 890 миллиметров. Собственно, свое название Царь-пушка получила от того, что еще и сделана была с огромным искусством. На стволе было помещено изображение царя Федора, сына Ивана Грозного.

Развитие научных знаний

В целом, в Московском государстве развивались, главным образом, те направления культуры и искусства, которые были связаны с нуждами государственными или религиозными, церковными. Параллельно с этим шло развитие и научных знаний. Стали появляться первые литейные мастерские на Руси. Появлялись и западные новинки.

Так, в 15 веке в Кремле были поставлены первые башенные часы. Приглашались специалисты-медики, и в Москве появилась первая аптека. В целом 15 — 16 века подарили нам огромное количество интересных, своеобразных памятников самых разных жанров искусства, архитектуры, живописи и других. Однако, по-прежнему были и проблемы. Не хватало русских мастеров, не хватало грамотных людей. Все это предстояло решать России еще в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий