К концу 15 века Московское государство оправилось от затяжного кризиса, начало которому положило татаро-монгольское нашествие. На рубеже 15–16 веков Московское княжество по уровню политического развития не уступало европейским государствам. На этом уроке вы узнаете, из каких групп состояла социальная структура Московского государства на данном этапе и как эти группы взаимодействовали друг с другом.
В 15 -16 веках оформилась социальная структура московского государства. На ее верхушке находились три сословия: князья, бояре и дворяне. Это те категории населения, которые владели землёй. Впрочем, между собой они равны не были. Бояре и князья находились ступенькой выше на социальной лестнице. Это отражалось и в характере их землевладения. Бояре и князья владели вотчинами, то есть земельными владениями, которые они имели право передавать по наследству. Дворянское же землевладение называлось поместьем. Дворяне получали его за военную службу. Соответственно, по ее окончании, они эти участки должны были терять. На практике, впрочем, весьма часто дворе добивались того, что свои поместья они также передавали по наследству.
Духовенство
Еще одной категорией населения, владевшей землей было духовенство. Оно подразделялось на черное и белое. К черному относились те люди, которые принимали постриг, то есть становились монахами. К их числу чаще всего относились высшие чины русской православной церкви — митрополиты, епископы, игумены, то есть настоятели монастырей. Белое же духовенство составляли священники и диаконы. Они не прерывали свою связь с миром, оставались работать со своими приходами, имели право иметь семью. В целом же следует отметить, что русская православная церковь обладала огромным влиянием в тогдашней Руси. Церковь обладала большими богатствами, земельными участками, владела умами населения.
Купцы и ремесленники
Население городов того времени часто называется термином посад. Изначально посад это та часть города, которая располагалась вне кремля, вне детинца, то есть это та часть населенного пункта, которая, собственно говоря, находилась в состоянии постоянного роста. Здесь находились торжища, здесь находились ремесленные слободы.
Собственно говоря, в посаде проживало две категории населения: это купцы и ремесленники. Основной частью, естественно, являлись представители ремесленных профессий. Было их огромное число и ремесленники старались жить небольшими слободами, которые отличались друг от друга по характеру выполняемых ремесленных работ. То есть могли быть слободы кожевенные, овчинные, кузнецкие и многие другие. Ремесленники, жившие в таких слободах, выплачивали налоги в пользу государства. Такие налоги назывались тяглом. Также они могли быть выполнены в качестве каких-то работ по заказу государя.
Были также слободы, находившиеся во владении частных лиц. Такие слободы назывались белыми. Проживавшие там ремесленники также отбывали повинности, но не в пользу страны, а в пользу своих непосредственных хозяев.
Крестьянство
Самой многочисленной группой населения Московского государства на рубеже 15 -16 веков, разумеется, являлось крестьянство. Обычно, выделяются три типа крестьян того периода: это крестьяне черносошные, то есть жившие на государственных землях. Крестьяне монастырские и крестьяне частновладельческие, то есть, проживавшие на территориях каких-то хозяев. Такие крестьяне также отбывали повинности в пользу своих хозяев.
Существовало три основных типа повинностей: это барщина и два вида оброка — денежный и натуральный. Барщина — это, когда крестьянин обрабатывает часть времени на землях своего хозяина, то есть, допустим, три дня в неделю он будет работать не на своем поле, а в усадьбе или на полях своего владельца. Оброк — это налог, фактически, который уплачивал крестьянин своему хозяину. Оброк, соответственно, есть двух типов: денежный — это понятно, и натуральный, когда крестьянин выплачивал своему господину налог в виде продуктов питания, сельскохозяйственных продуктов, скота и что то в этом роде.
Начало процесса закрепощения крестьян
Постепенно к началу 16 века начинается процесс закрепощения крестьян. Процесс закрепощения непосредственно связан с понятием Юрьева дня. Дело в том, что еще начиная с 13 века началась активная колонизация Поволжских земель крестьянами переселенцами с Новгородских земель, с Днепра и так далее. Такие крестьяне были весьма многочисленны и найти быстро свое место на новых землях они не могли. Поэтому для северо-востока Руси было характерно текучка крестьян. Жившие здесь бояре и князья не могли силой удерживать крестьян на одном и том же месте. И поэтому зачастую они были вынуждены вести хозяйство в условиях постоянной смены крестьянского населения. Порой могло оказаться, что у кого-нибудь князя практически вообще не осталось крестьян в его владениях.
Разумеется высшее сословие Московского государства было этим фактом весьма и весьма недовольно и стремилось оно всевозможными способами прикрепить крестьян к земле. Для этого они заключали договоры, по которым крестьянам было очень сложно покинуть свои территории. Пытались также бояре купить уже закабаленных крестьян, фактически рабов. Однако, этого всего им было мало.
Они надавили на государя Ивана III и в 1497 году он издал знаменитый Судебник, в котором была статья о Юрьеве дне. В этой статье запрещалось крестьянам покидать свои земли, то есть можно было покинуть, но в специально оговоренный срок, за неделю до и неделю после Юрьева дня. Тем самым сделан был важный шаг закрепощения крестьянства.
На рубеже 15 — 16 веков в Москве сложилась система административного управления. Сложилась социальная структура общества. Наконец-то, был преодолен долгий затяжной кризис, начавшийся еще со вторжения татаро-монгол. Москва стала единым сильным государством, которое по уровню своего политического развития стояло на одной ступени с европейскими странами. Московское государство могло начать новый период своего развития.