Стоит заметить, что уже в середине 15 века в Европе было совершено крупнейшие изобретение. Немецкий мастер Иоганн Гутенберг создал печатный станок. Однако, до России книгопечатание доберется еще не скоро и весь 15 и 16 века будут проходить в нашей стране под знаком рукописной книги.
Появление первой типографии
Такие книги стоили достаточно дорого и позволить себе их мог далеко не каждый житель государства, поэтому работа писцов считалась в те времена достаточно престижной. Они переписывали на заказ какие-то крупные фолианты, в то же время могли находиться на площадях, где за деньги под диктовку могли написать для человека письмо или составить какой-то нужный ему документ. Однако, стоит признать, что труда писцов, конечно же, не хватало для того, чтобы обеспечить нужды целой страны в книжной продукции. Государству нужна была типография.
Она и была создана в Москве в 1553 году по приказу Ивана Грозного. Именно здесь, по всей вероятности, работал и человек, который по праву считается первым печатником России — дьяк Иван Федоров. Его усилиями в 1564 году вышла одна из первых русских печатных книг — «Апостол». Книга была создана русскими мастерами в России, в Москве — это было, конечно, огромным достижением. Иван Федоров создал потом еще целый ряд книг, однако, со временем вынужден был покинуть Москву. Он переехал в великое княжество Литовское, где жил и работал в таких городах, как Острог и Львов. Во Львове, том числе, им был создан первый букварь.
Открытие и начало книгопечатания на Руси было очень важным событием.
Однако, стоит заметить, что традиция рукописных книг еще долго в государстве оставалась.
Содержание литературы
15 и 16 века — это время, когда светская литература еще не имела широкого хождения. Очень не немногим хватало времени, сил средств и знаний для того, чтобы написать книгу. Поэтому создавались они, главным образом, либо по заказу властей при монастырях, либо же представителями наиболее влиятельных, богатых российских сословий — бояр, дворян, купцов. Этим объясняется и содержание, выходившей в тот период литературы. Так, например, московские книжники создали «Лицевой летописный свод». С помощью его рассказывалось о российской истории от первых князей до Ивана Грозного. Монументальный труд был украшен шестнадцатью тысячами искусно созданных иллюстраций.
Основной заказчик новой литературы
Одним из основных заказчиков новой литературы того времени была, конечно, церковь. Церкви были нужны книги, потому что ее одной из основных функций являлось наставлять людей на путь истинный, обучать их. Поэтому в то время появилось несколько достаточно значительных церковных произведений. Первое, о котором хотелось бы сказать, это, созданный под руководством митрополита Макария, сборник «Великие Четьи-минеи». Четьи — так на Руси называлась книга для чтения. Минеи же — это сборник, в котором расположены какие-то статьи по дням, когда их следует читать. В «Великих Четьях-минеях» были представлены Жития Святых по тем дням, когда Святые данные почитались.
Другим очень интересным памятником литературы церковной является знаменитый «Домострой». «Домострой» — это фактически сборник советов для человека на каждый случай жизни. В нем могли быть прописаны самые разнообразные вещи: от того, как воспитывать детей и принимать гостей, до того, каким образом следует хранить товары, продукты и покупать их на рынке. Все советы, приведенные в «Домострое», были выдержаны строго в духе православия.
Другие популярные сочинения того времени
Популярны были сочинения, посвященные знаменитым современникам. Интереснейшее сочинение «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. Никитин по своим делам посетил далекие страны Персию и Индию и оставил подробное описание о том, как и чем живут люди в этих странах. Никитин не первый познакомил русского читателя с необычной своеобразной культурой этих стран. Так, широко ходили в народе песни и сказания о Ермаке Тимофеевиче, покорившим Сибирь. Повесть о взятии Казани словила царя Ивана Грозного и его воинов, сокрушивших далекого восточного соседа.
Подобные книги заставляли русских людей гордится своими соотечественниками и гордиться собственной принадлежностью к русскому народу. Большое количество литературных памятников русского средневековья, дошедших до наших дней, относится ко времени правления Ивана Грозного. Его бурное царствование породило целый ряд своеобразных и очень интересных сочинений. Сходных с Иваном Грозным позиций придерживался и дворянин Иван Пересветов. В своем сочинении он рассуждает о том, что для успеха и процветания русского государства необходим прочный союз между царем и дворянством.
Так, можно привести переписку князя Андрея Курбского с самим царем Иваном Грозным. Курбский, долгое время бывший одним из ближайших приближенных царя, в какой-то момент изменил свои политические взгляды и бежал на Запад. Он писал, находясь уже за границей, царю Ивану о том, что правление его несправедливо, жестоко по отношению к людям и что надо опираться на помощь и советы мудрейших людей государства. Иван же Грозный отвечал ему, что только царь, посвящающий все свое время и все свои мысли благу народа, может знать о том, как стране развиваться далее. Подобные сочинения показывали разные взгляды на будущие пути развития России и способствовали ее укреплению.