Культура Киевской Руси — от первой азбуки до больших произведений

На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с культурой Киевской Руси. Как вы уже знаете в 988 году князь Владимир крестил Русь. Это стало главным событием, которое повлияло на развитие культуры нашей страны. Благодаря тому, что из Византии на Русь пришло христианство, на Руси появилось много других культурных элементов, исток для которых тоже находился на территории Византии. В частности, именно оттуда, мы получили письменность, пожалуй самый главный элемент культуры, который влияет абсолютно на все ее отрасли и направления.

Культура Киевской Руси

Появление славянской азбуки

Около 863 года братья монахи Кирилл и Мефодий, они были родом из города Салоники на территории Византийской империи, создали славянскую азбуку. В честь одного из братьев тот вариант азбуки, который мы используем с вами сегодня, так и называется Кириллица. Впрочем, существовал и другой вариант славянского алфавита. Он получил название Глаголица. Вполне возможно, что письменность на Руси появилась и до 988 года. Если быть совсем точными, то первое слово, написанное Кириллицей датируется временем лет за сорок до принятия христианства. Но это всего-навсего одно слово. В Гнёздово, это княжеская резиденция неподалеку от Смоленска, обнаружен черепок сосуда, на котором написано «горужна», то есть горечь. Так древние славяне называли пряность, то есть это была баночка, на которой было подписано, что в этой баночке находилось.

Грамотность на Руси

После крещения Руси грамотность распространилась практически повсеместно. Появились школы, в которых детей, да и взрослых тоже, учили писать буквы. Количество грамотных людей в Киевской Руси составляло не один-два процента, как в странах западной Европы, а гораздо больше. Грамотными были, даже, женщины. Известно, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, вышла замуж за французского короля Генриха I. Генрих I был неграмотным и подписываться под своими документами не умел, а Анна Ярославна была грамотной. Разумеется, она знала именно славянское письмо, и до нас дошло как минимум два документа с ее личной подписью. Она писала Анна регина, то есть королева Анна. Таким образом получается, что грамотными на Руси были даже женщины.

Какой использовали материал для письма

Распространению грамотности содействовало то, что материал для письма у славян был практически всегда под рукой. В отличие от египтян и греков, которые использовали папирус или народов западной Европы, которые использовали очень дорогой и сложный в изготовлении пергамент, русские писали на бересте, специальным образом выделанной коре березы. Причем, даже чернила для этих надписей были совершенно не обязательны, просто острой палочкой процарапывались буквы и, таким образом, они могли сохраняться практически в любых условиях, то есть им не была страшна вода, которая могла бы смыть чернила.

Появление летописей

Распространение грамотности содействовало тому, что на Руси стали появляться первые литературные произведения и, пожалуй, самым главным и самым важным для историков жанром литературы стали летописи. Так называли записи, которые делали по годам. В них ставился год и кратко записывалось, что в этом году было. Даже в том случае, если никаких событий, которые с точки зрения летописца заслуживало бы внимания в этом году не происходило, запись такая все равно делалась.

Иногда в летописях встречаются странные для нас с вами слова: «В лето се бысть ничто», то есть в этом году ничего не было. Непонятно, правда, зачем это нужно было еще и записывать. Самая древняя летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Считается, что ее начали создавать в начале 12 века монахи Киево-Печерского монастыря, расположенного неподалеку от княжеского дворца в Киеве.

Принято считать, что первым автором «Повести временных лет» был монах Нестор, Нестор летописец, как его называют в учебниках и в современных исторических трудах. Но «Повесть временных лет» писалась на протяжении нескольких десятилетий, поэтому, даже, если Нестор и начал работу над этим текстом, заканчивать работу приходилось уже другим людям. Вполне естественно, что летописи составлялись почти исключительно при монастырях, ибо монахи должны были быть грамотными практически поголовно.

До нас дошли не только те летописи, которые составлялись в Киеве, но также летописи, авторы которых жили в других городах: Новгороде, Пскове. А позже летописи из Владимира и даже Москвы. Благодаря этому историки имеют возможность сравнивать данные разных исторических источников. Ведь одно и то же событие может разными его участниками описываться совершенно не одинаково и то, что выглядело из Киева вот так, могло в Новгороде восприниматься абсолютно по-другому.

Первые литературные произведения

Кроме летописей начинают создаваться и первые литературные произведения. Принято считать, что одним из первых таких произведений является «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом. Илларион, на самом деле, не первый киевский митрополит, но это первый человек, который возглавил православную церковь будучи по рождению славянином. В его «Слове о законе и благодати» содержится информация о том, как должны были жить люди с моральной точки зрения в представлении православной церкви середины 11 века.

До нас дошел еще один уникальный документ — это «Поучение», написанное киевским князем Владимиром Мономахом. В самом начале этого «Поучения» он пишет о том, что он уже очень стар и хочет оставить своим потомкам некий наказ, как лучше жить. Если мы прочитаем с вами этот текст сегодня, мы наверняка удивимся тому, как современно выглядит текст, созданный в начале 12 века. Там пишется о том, что нужно жить со всеми в мире, что каждый должен заниматься тем, что ему поручено и что ему положено, тем, что люди должны в отношениях друг с другом придерживаться принципа равенства. К огромному сожалению далеко не все потомки Владимира Мономаха прочитали и, уж тем более, восприняли данный текст. Вы, конечно, помните о том, что после правления этого киевского князя на Руси начинается период усобиц.

«Слово о полку Игореве»

К 1185 году относится еще одно важное событие в культурной истории Руси. Именно в этом году князь Игорь Святославич отправился в свою войну на половцев. По итогам этой войны было составлено произведение, известное сегодня, как «Слово о полку Игореве». Текст «Слова» дошел до нас через много веков. Он был утрачен и обнаружен вновь только в самом конце 18 века исследователем Мусиным-Пушкиным. На протяжении 200 лет шли споры о том, можно ли считать, что «Слово о полку Игореве» было создано в конце 12 века. Многие ученые не могли поверить в то, что древние славяне в это время могли создать столь большое и законченное произведение. Но на сегодняшний момент кажется все споры окончены.

Благодаря тому, что до нас дошел это текст, мы можем с вами даже услышать, как говорили наши предки.

«Не лепо ли ны бяшеть, братие,

начяти старыми словесы

трудных повестий о пълку игореве,

Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй повести

по сказаниямь сего времени,

а не по замышлению Бояню!

Боянь бо вещий,

аще кому хотяше песнь творити,

то напущаше 10 соколовь на стадо лебедей;

который дотечаше,

та преди песнь пояше —

старому Ярославу,

храброму Мстиславу,

иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,

красному Романови Святъславличу».

Первые былины

Существует и еще один жанр древнерусской литературы, который дошел до наших дней. Это, наверняка, известные вам былины. Героические песни и сказания о подвигах русских богатырей. Вы, наверняка, знаете их имена — это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и еще несколько десятков героев древнерусских былин. Былины в те времена не записывались, они передавались только устно, то есть дед рассказывал эти былины внуку, а внук, соответственно, своим внукам и правнукам. И так эти былины дошли до наших дней. Сказители былин могли помнить огромные тексты и читать их часами, а, возможно даже, сутками. Для этого была нужна очень и очень хорошая память. Историки записывали эти былины в 19 и, даже, в первой половине 20 века практически в той форме, в какой они появились в Киевской Руси где-нибудь в десятом или в 12 веках.

Противниками русских богатырей в былинах названы татаро-монголы, но вы, конечно, знаете о том, что татаро-монгол в это время в Киевской Руси еще просто не было. Одним из главных противников киевлян в начале русской истории были хазары. Именно с ними сражался Илья Муромец и его товарищи по оружию. Потом, когда в 13 века на Русь напали татаро-монголы, былины были переписаны. И место хазар там заняли новые, более серьезные враги.

Вообще, приход татаро-монгол на Русь сыграл очень большую негативную роль в истории русской культуры. Традиции независимого летописания на Руси в большинстве районов прекратились. Пожалуй, единственным центром, который продолжал в это время создавать летописи, оставался Новгород. Татаро-монгольское нашествие сыграло негативную роль и для архитектурных и иных художественных памятников Киевской Руси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий