Сегодняшний урок будет посвящен выдающейся исторической личности – Дмитрию Ивановичу Донскому. Этот князь сыграл особую роль в истории не только Москвы, но и всего русского государства. Именно при нём Москва предприняла удачную попытку освобождения от татаро-монгольского ига.
Начало княжения Дмитрия Донского
Дмитрий Донской был московским князем в период с 1359 по 1389 год. Он взошел на престол еще девятилетним ребёнком после смерти его отца Ивана Красного. Татары вполне естественно не стремились доверять столь юному князю. Они понимали, что удержать северо-восточную Русь в подчинении может только гораздо более опытный человек. Поэтому Москва, сразу же после смерти Ивана Красного, лишилась ярлыка на великое княжение.
За ярлык следовало побороться, и в этом Дмитрию Донскому огромную помощь оказала православная церковь. Напомним, что митрополичий престол к этому времени уже давно находился в Москве. Свою деятельность по возвращению Москве ярлыка на великое княжение развернул митрополит Алексий. Он отправился в орду лечить жену хана Женебека. Судя по данным источников, у жены хана было какое-то заболевание глаз, судя по всему бельмо. Как уж отважился митрополит Алексий оперировать это бельмо, мы не знаем, но операция оказалась удачной.
Хан спросил, чего хочет в награду русский митрополит, и тот попросил награды не для себя, а для Дмитрия Донского и для Москвы. Он попросил, чтобы Москве вернули ярлык на великое княжение. Благодарный хан так и сделал. Популярность Дмитрия Донского, но и, разумеется, митрополита Алексия, после этого стала настолько велика, что попытки других князей получить этот ярлык заканчивались неудачей.
Когда в 1371 году ярлык получил тверской князь, он подошел к стенам Владимира, но выяснилось, что в город его жители пускать совершенно не собираются. Они заявили ему, что признают только своего великого князя — Дмитрия Московского. Возмущенный тверской князь обратился за помощью к орде, но орда сотрудничать отказалась. Ордынцы прекрасно понимали, если этого человека не воспринимают даже жители Владимира, чего уж говорить о жителях других регионов страны. И ярлык фактически остался в руках московского князя. Дмитрий Донской в этих процессах вообще не участвовал. Он заявил, что и сам за ярлыком не поедет и во Владимир никого не пустит.
Строительство каменного кремля
Несмотря на столь мирную позицию, Дмитрий Донской, видимо, уже тогда прекрасно понимал, что рано или поздно ему придется воевать с татарами. Начиная с 1367 года он строит новый московский кремль. Впервые, в истории города это кремль не деревянный, а каменный. В качестве строительного материала был взят белый камень из района деревни Мячково в 30 километрах от Москвы.
Этот белокаменный кремль оказался, правда, не слишком долговечным. Через сто лет он был заменен на современный кремль из красного кирпича, сложенный при Иване III. Но свою роль в истории города и в истории страны белокаменный кремль Дмитрия Донского сыграл. В частности, на его башнях, впервые в истории нашей страны, была установлена артиллерия.
Отказ платить дань и битва на реке Пьяне
После того, как в 1360 годы в золотой орде возник династический кризис, ханы стали оспаривать власть друг у друга, Москва поняла, что настало время сделать важный шаг. И начиная с 1377 года Москва и некоторые другие земли отказываются платить орде дань. Впрочем, наказание последовало практически сразу же. В том же самом 1377 году состоялось сражение на реке Пьяне, в котором татаро-монголы умудрились захватить русское войско врасплох и перебить многих воинов.
Сражение на реке Пьяне заставило москвичей быть более осторожными, тем более, что в орде, наконец, кажется кончился династический кризис, и к власти пришел темник Мамай. Уже в следующем 1378 году Мамай отправил на Русь войско во главе с мурзой Бегече, но это войско было разбито москвичами в битве на реке Воже. Считается, что именно битва на реке Воже, стала прологом Куликовской битвы.
Куликовская битва
Не дожидаясь подхода основных сил татаро-монгол к Москве, Дмитрий Донской решил сам дать сражение как можно дальше от города для того, чтобы даже в случае поражения, у Москвы были шансы спастись.
В 1380 году войско Дмитрия Донского и войско Мамая встретились в сражении на Куликовом поле. Благословение на это сражение Дмитрий Донской получил у духовного лидера этого времени Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Дело в том, что без одобрения церкви в принципе никакие политические акции были невозможны. Сергий Радонежский рисковал, давая одобрение на Куликовскую битву. Дело в том, что если битва оказалась бы проигранной, татаро-монголы могли бы обвинить церковь в сотрудничестве с теми, кто разваливает золотую орду.
Сама битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле у слияния Дона и реки Непрядвы.
Сравнительно небольшое поле, площадью всего около десяти квадратных километров, было со всех сторон окружено лесом или рекой, и поэтому традиционная тактика татаро-монгол оказалась не применимой. Татаро-монголы практиковали тактику обхода войск своих противников с тем, чтобы заключить их в кольцо и уничтожить, но в данном случае это было невозможно. Сражение началось, как нередко это бывало в средние века, с ритуального поединка.
Каждая сторона выставляла по одному воину и, в зависимости от исхода этого поединка, сторонам становилось ясно, на чьей стороне высшие силы — боги. От русского войска вперед выехал воин Пересвет, один из тех, кого на битву послал сам Сергий Радонежский, а татаро-монголы выставили своего воина Челубея. Этот ритуальный поединок одна из самых известных страниц русской истории. Для обоих участников он окончился трагически: и Пересвет, и Челубей погибли, пронзив друг друга копьями. Но Челубей упал и остался на поле, а Пересвета, зацепившегося ногой в стремени, конь принес обратно в стан русских воинов.
После этого началась сама битва. О числе участников битвы историки спорят до сегодняшнего дня. Известно только, что русских было как минимум в два раза меньше, чем татаро-монгол. Союзниками татар выступали литовцы, но литовский князь Ягайло не дошел до Куликовской битвы всего несколько десятков километров. По одной версии, он просто не успел к началу сражения, а по другой, специально не стал особенно спешить для того, чтобы выяснить, на чьей стороне сила и, если бы татаро-монголы победили, наверняка Литва присоединилась бы к ним.
Кроме того, советниками Мамая были генуэзцы, жители итальянского города Генуя, у которых здесь были свои торговые интересы. Они имели свои фактурии на территории полуострова Крым, и победа Мамая была им выгодна, так как через золотую орду они могли торговать с такими дальними территориями, как средняя Азия и, даже, Китай.
Тактика Дмитрия Донского в Куликовской битве
Залогом победы русских в Куликовской битве в значительной степени стала тактика Дмитрия Донского. Несмотря на то, что он сам сражался в войске, как рядовой воин, он оставил часть своей армии в близлежащем лесу. Это был засадный полк, которым командовал князь Владимир Серпуховской. В критический момент сражения, когда казалось, что татары уже побеждают, Владимир Серпуховский нанес удар в тыл татаро-монголам и те, напуганные тем, что оказались между двух огней, вынуждены были бежать с поля боя.
Битва закончилась победой русских, но в этом сражении москвичи потеряли половину своего войска. Потери татар были настолько велики, что их даже никто не считал. Мамай бежал с поля боя и укрылся у генуэзцев в городе Феодосия, где и был убит в следующем 1381 году. Генуэзцы не любили людей, которые обещали им разные политические блага и своих обещаний сдержать не могли. Жертв было настолько много, что далеко не все воины были захоронены.
Раскопки на Куликовом поле, которые предпринимались в 19 — 20 веке показали, что на месте сражения оставались десятки людей. Москвичи похоронили своих павших в братской могиле к востоку от города. Над этой братской могилой была возведена деревянная церковь, а вокруг нее построен монастырь, который находится там и сейчас и называется Спасо-Андроников монастырь.
В 1420 годы вместо деревянной церкви был построен каменный Спасский собор. Он стоит на этом месте и поныне. Это самое старое, из дошедших до нас сооружений, на территории города Москвы.
Итоги Куликовской битвы
Итоги Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая серьезная попытка москвичей, да и вообще жителей северо-восточной Руси, избавиться от татаро-монгольского ига, и эту попытку, безусловно, следует признать удачной. Дело даже не в том, что Москве удалось освободиться от необходимости выплаты дани. Конечно, потом будут еще нашествия, и Москва еще на 100 лет останется под татаро-монгольским владычеством, но и самим себе, и татарам, москвичи доказали, что могут быть независимыми, могут побеждать даже такую мощную армию, какой была татаро-монгольская.
Хан Тохтамыш
Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.
В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.
Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.
Завещание Дмитрия Донского
Дмитрий Донской умер в 1389 году довольно молодым. Ему было всего тридцать девять лет. В своем завещании он делал своего старшего сына Василия великим князем без ордынского ярлыка, то есть не дожидаясь согласия татаро-монгол на занятие им великокняжеского престола. Это ещё раз доказывает всю условность владения ордой московскими землями. Дмитрий Донской это прекрасно понимал.
В завещании Дмитрий Донской устанавливал порядок престолонаследия от брата к брату, то есть после смерти его старшего сына Василия, должен был править его младший сын — Юрий, которому временно в удел давался город Звенигород. Собственно, поэтому он получил имя Юрий Звенигородский. Но у Василия I был другой взгляд на эту проблему. Он решил установить собственную династию. Именно из-за этого в 15 веке разразилась большая феодальная война.