Страны Центральной и Восточной Европы после окончания 2 мировой войны

Что же происходило в странах восточной и центральной Европы после окончания второй мировой войны? Прежде всего давайте разберемся, какие именно страны мы имеем в виду. Простого взгляда на карту здесь будет недостаточно, потому что дело здесь не только в географии. В исторической науке объединение нескольких стран, некоторый один предмет исследования, обычно связано с тем, что в историческом развитии этих стран есть какие-то взаимосвязи и схожие тенденции.

Страны Центральной и Восточной Европы в 20 - начале 21 века

Страны Восточного блока

Государства, о которых пойдет речь на этом уроке, обвиняет то, что в них после окончания войны при непосредственном участии Советского Союза были построены политические режимы, в рамках которых полностью отсутствовало политическое многообразие, и вся полнота власти была сосредоточена в руках одной правящей партии. Эти государства взяли курс на построение социализма. В конце 80-х, начале 90-х годов в результате экономических проблем, внутренних, социальных противоречий и ослабления советского влияния во всех этих странах коммунистические режимы пали.

Этот путь проделали такие восточные, центральные, европейские государства, как Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, ГДР, Болгария и стоящие несколько особняком Югославия и Албания. Эти государства вместе с СССР принято называть Восточным блоком. В отношении послевоенной истории этих государств существуют самые разные мнения. Согласно одним оценкам СССР фактически лишил эти государства независимости и подавил любые оппозиционные проявления, и Советский Союз навязал им собственную политическую, экономическую системы.

Оппоненты утверждают, что выбор социалистического пути развития был полностью добровольным выбором граждан этих государств. Как это обычно бывает истина скорее всего находится где-то посередине. Давайте посмотрим, что происходило в странах восточной и центральной Европы в первые годы после окончания второй мировой войны.

Страны Европы после окончания войны

В годы войны все эти страны были либо оккупированы нацистами и их союзниками, как это произошло, например, со Чехословакией и Албанией, либо добровольно выступили на стороне Германии, как например, Румыния. И в том и в другом случае социалисты и коммунисты на территории этих стран были вынуждены уходить в подполье, потому что для нацистской Германии они были главными противниками, но даже в подполье они продолжали свою борьбу против нацизма, против оккупантов, внося свой внушительный вклад в дело сопротивления.

Активное участие левых сил в деле освобождения своих стран от нацистских оккупантов, после войны преобразовалось в определенный политический капитал. Эти силы пользовались значительной поддержкой благодарных сограждан. Так, например, в 1945 году в ходе парламентских выборах в Албании коммунистический, демократический фронт получил без малого 98 процентов голосов избирателей. Свою роль играл и позитивный образ коммунистического Советского Союза, как страны освободительницы, победившую фашистскую Германию.

С другой стороны советские власти в ходе освобождения востока Европы и в первые годы после войны оказывали политическим силам коммунистов всемерную поддержку. Также помогая им в расправе над политическими оппонентами. Присутствие советских войск на востоке Европы также лишало оппонентов коммунистов шансов на успешную политическую борьбу. В итоге к концу 40 годов в странах восточной и центральной Европы при непосредственном участии Советского Союза установилась политическая гегемония партии коммунистов, в рамках которой остальные партии либо были ликвидированы, либо несли исключительно декоративную функцию.

Нельзя сказать, что во всех странах восточной и центральной Европы коммунисты пользовались безусловной поддержкой населения. Так, например, в 45 году на парламентских выборах Венгрии коалиция социал-демократов и коммунистов получила лишь 34 процента голосов населения страны, однако, вскоре венгерские коммунисты, при поддержке опять же Советского Союза, установили в стране собственную политическую диктатуру. Советский Союз не просто оказывал поддержку восточно-европейским коммунистам, он также стал образцом развития для стран восточной и центральной Европы.

Общие черты послевоенных стран Европы

Для всех этих стран после войны в той или иной степени характерны такие черты, как, например, сосредоточение всей полноты власти в руках одной-единственной правящей партии, индустриализация и развитие тяжелой промышленности, часто в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству, господство командной экономики, контроль государства над прессой, коллективизация крестьянских хозяйств, борьба государства с инакомыслием.

Все эти же самые черты мы можем наблюдать и в послевоенной истории Советского Союза.

Политика Советского Союза в отношении стран Европы

Подобная жесткость политического режима неоднократно вызвала протест со стороны местного населения. Эти протесты порой выливались в полноценные вооруженные восстания. Так, например, произошло в Венгрии в 1956 году, когда в ходе восстания погибли тысячи человек. В случае, если местные коммунистические партии были не способны самостоятельно справиться с волнениями, либо сами проводили политику, не устраивавшую советское руководство, Советский Союз считал возможным ввод своих войск на территорию стран центральной и восточной Европы, нарушая таким образом их суверенитет.

Так в 68 году советские войска оккупировали Чехословакию, заставив местные власти отказаться от курса на политическую и экономическую либерализацию.

Организация Варшавского договора

Страны восточной и центральной Европы выступали единым фронтом не только в деле строительства социализма, но и в отношениях с западными странами. Так, в 1955 году в противовес блоку НАТО, объединявшему США и большинство стран западной Европы, была создана аналогичная организация стран восточной и центральной Европы. Этот военный блок получил название Организация Варшавского договора. Лидером блока был СССР.

Помимо Советского Союза Организация Варшавского договора объединила Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию, Болгарию и Албанию. Югославия к этому моменту находилась в достаточно натянутых отношениях с Советским Союзом, и она предпочла не присоединяться ни к какому из существовавших тогда военных блоков, а проводить собственную независимую внешнюю политику, пытаясь сотрудничать со странами, как социалистического, так и капиталистического лагеря.

Что касается Албании, то она в начале 60-х годов вышла из Организации Варшавского договора и стала проводить политику самоизоляции, практически прекратив отношения с другими государствами. Создание организации Варшавского договора закрепило биполярное устройство мира после второй мировой войны.

Минусы советской модели социализма

Вместе с советской моделью социализма страны восточной и центральной Европы также позаимствовали все минусы этой модели. С каждым годом отставание стран восточной и центральной Европы от западных в экономическом плане становилось все более и более явным. Зачастую свои позиции коммунистическим режимам этих стран приходилось поддерживать при помощи политических репрессий и деятельности органов государственной безопасности.

Проявление внутренней нестабильности в странах восточной и центральной Европы могли быть самыми разными. Так, например, в Польше обороты после войны набирало стачечное движение. Местные рабочие отвечали забастовками на повышение цен и другие непопулярные
меры польского правительства. Иногда эти забастовки подавлялись вооруженным путем, но зачастую, в силу массовости стачечного движения, властям Польши приходилось идти на уступки с забастовщиками. В начале 80-х годов был создан, находившийся в оппозиции к властям, рабочий профсоюз Солидарность, насчитывавший порядка 10 миллионов человек при общем населении Польши приблизительно в 36 миллионов.

Для борьбы с влиянием профсоюза польские власти были вынуждены ввести военное положение. Другим показательным примером конфликта между властями и населением является Румыния. В середине 70-х годов румынское правительство приняло решение для более эффективного развития экономики прибегнуть к помощи иностранных кредитов, однако в начале 80-х годов выяснилось, что миллиарды долларов, взятые в долг, были использованы не очень эффективно. Румынское правительство сделало возврат долгов иностранным кредиторам приоритетом государственной экономической политики.

К концу 80-х годов Румынии удалось рассчитаться со всеми кредиторами, однако ценой тому стало катастрофическое падение уровня жизни населения. Возмущение населения по поводу экономической политики государства во многом стало причиной падения коммунистического режима в Румынии.

Проблема несменяемости власти

Общей проблемой стран социалистического лагеря была несменяемость власти. Дело здесь не только в том, что коммунистические партии фактически захватили властные полномочия, но и в том, что во главе этих партий одни и те же люди могли находиться десятилетиями. Так, например, в Болгарии Тодор Живков занимал пост лидера болгарской коммунистической партии с 54 по 89 год, а албанский диктатор Энвер Ходжа так и вовсе занимал свой пост более 40 лет.

Отсутствие сменяемости власти в странах Восточного блока приводило к определенному застою в развитии и к формированию культа партии, и культа личности партийных вождей.

Падение коммунистических режимов в странах Европы

Ко второй половине 80-х годов страны восточной и центральной Европы во многом исчерпали свои возможности на избранном пути развития. Плановая экономика показывала свою неэффективность, возрастало экономическое отставание стран социалистического блока от стран запада. В это же время активизировались элементы гражданского общества, такие как профсоюзы, религиозные организации, студенческие союзы, которые действовали во многом по сути в подполье.

Эти организации аккумулировали недовольство граждан стран социалистического блока своими правительствами. Также играло свою роль, что в это время Советский Союз занимался, скажем так, своими проблемами, и контроль Советского Союза над государствами восточной и центральной Европы снизился. Итогом стало падение коммунистических режимов во всех странах восточной и центральной Европы в конце 80-х, начале 90-х годов.

Практически во всех странах социалистического блока трансформация политического режима происходила достаточно мирным путем. Коммунистические партии одна за одной, отказываясь от своей монополии на власть, и либо объявляли о самороспуске, либо, адаптируя свои программы к новым реалиям, начинали на равных с другими партиями участвовать в политической борьбе. Так развивались события в Албании, Болгарии, Польше, Венгрии, в ГДР, которая позднее объединилась с ФРГ в единое немецкое государство и в Чехословакии, которая
позднее распалась на независимые Чехию и Словакию.

Подобный бескровный сценарий падения коммунистических режимов получил название Бархатной революции. В Румынии же падение власти
коммунистов было связано с человеческими жертвами. Румынский лидер Николай Чаушеску к концу 89 года не имел массовой поддержки ни в армии, ни среди граждан страны, ни среди своих соратников по партии. Однако, он не осознавал всей шаткости своего положения и не желал идти на какие бы то ни было уступки.

В ходе массовых протестов в декабре 89 года армия отказалась защищать существовавший режим и на стороне Чаушеску выступили лишь подразделения секуритате, румынских спецслужб. В столкновениях между секуритате, армией и гражданами погибли сотни людей, а сам Чаушеску был захвачен в плен и расстрелян. Как бы то ни было, конечным итогом в Румынии также стало падение коммунистического режима и демократизация страны.

Еще более трагичным был процесс посткоммунистической трансформации в бывшей Югославии. Он сопровождался масштабными военными действиями, этническими чистками и классифицируются, как гражданская война, в ходе которой погибли десятки тысяч человек. Причиной стали межконфессиональные и межэтнические противоречия, которые резко обострились в Югославии к концу 80-х годов. Сегодня на территории бывшей Югославии находится независимые государства Босния-Герцеговина, Сербия, Черногория, Македония, Хорватия, Словения, а также частично признанное государство Косово.

Смена внешнеполитической ориентации стран Европы

С падением коммунистических режимов изменилась также внешнеполитическая ориентация стран бывшего социалистического блока. Организация Варшавского договора прекратила свое существование, и большинство стран восточной и центральной Европы стало развивать партнерские отношения с США, со странами западной Европы, то есть с бывшими противниками в рамках холодной войны. К настоящему моменту все страны бывшего соцблока, кроме Сербии, либо уже являются членами НАТО, либо имеют подтвержденный план вступления в североатлантический альянс.

Подобная массовая переориентация государств, главным партнером которых никогда выступал СССР, может свидетельствовать о том, что это партнерство во многом не было добровольным.

В заключение

Подведем краткие итоги. После второй мировой войны в странах восточной и центральной Европы к власти пришли левые силы во многом при поддержке Советского Союза. Ими были выстроены политические режимы, в рамках которых практически полностью отсутствовала политическая конкуренция. В экономике для этих стран были характерны такие элементы, как национализация промышленности, коллективизация крестьянских хозяйств и господство плановой экономики.

В этих странах достаточно высокий уровень социальных гарантий государства перед населением сочетался с практически полным отсутствием гражданских прав и свобод. На рубеже 80-90 годов, отчасти в силу внутренних проблем, отчасти в силу ослабления контроля со стороны Советского Союза, в этих странах произошел процесс политической трансформации.

Коммунистические режимы пали, и произошла демократизация страны. В итоге сегодня для этих стран характерны такие элементы, как многопартийная политическая система, рыночная экономика и, так скажем, прозападная внешнеполитическая ориентация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий