Возникновение Ислама в VI -VII веках

Это вообще одна из самых важных тем во всем курсе истории средних веков. Почему она собственно так важна? Потому что речь пойдет об обосновании одной из мировых религий ислама или мусульманства. Вы знаете, что есть три мировые религии. Их называют так потому, что эти религии исповедуют огромное число людей по всему миру.

Арабы и мусульманский мир в VI -VII веках

Появление религии Ислам

Ислам исповедует огромное количество наших, в том числе, современников. Причем в разных странах, на разных континентах. Это и Азия, и Африка, ну и наша страна в том числе. Поэтому вопрос об возникновении Ислама очень важный и интересный с разных точек зрения.

Человек, который основал эту религию, жил в VI — VII веках н. э. на Аравийском полуострове. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Аравийский полуостров находится между двумя мирами, между двумя географическими историческими ареалами — районами.

С одной стороны — это Средиземноморье, то есть греко-римский мир, потом христианский, христиано — иудейский мир. С другой стороны это будет район Индийского океана — Индия и Персия. Вообще то, жители этого полуострова — аравы, они самой географией предназначены для того, чтобы быть распространителями, переносчиками разных ценных вещей. Сначала это были, да и не только сначала, но и в течение почти всей арабской истории, — это были разного рода товары, которые шли из Индии на Запад. Потом это было новое вероучение, о котором сейчас пойдет речь. Аравийский полуостров, он по большей части бесплоден и пустынен. Плодородные, пригодные для земледелия его юго-западные районы, так называемые Йемен — счастливая Аравия.

Кто такие арабы

Если вы посмотрите на западную кромку аравийского полуострова, там находится район, который называется Хиджаз. Хиджаз — это район где, находятся большинство оазисов и, собственно, это и есть та торговая дорожка, та цепочка, которая соединяет район Индийского океана со Средиземным морем. Если говорить об арабах, то это семитские племена, семитские народы, то есть они родственники евреев, вавилонян, жителей Месопотамии и близки к ним по языку и по некоторым элементам своей культуры.

Предания соединяют арабов и евреев, как представителей семитских народов Средней Азии от истории происхождения арабов, от праотца Авраама. Согласно преданию, арабы произошли от его сына Исмаила. Исмаил был сын Авраама и его рабыни Агари. Поэтому зачастую последователей пророка, то есть мусульман, а Мухаммед — пророк был арабом, их называют исмаилитами или агарянами.

Арабы кочевники и торговцы

Арабы всегда делились на две части: это жители пустыни, кочевники, они называются бедуины. Образ жизни этих людей не менялся на протяжении многих тысячелетий. Что для них характерно? Крайняя воинственность, относительная бедность, потому что это жители бедных пустынных районов, и поэтический талант, по крайней мере, так было в то время, о которым мы говорим. То есть это кочевники, воины и поэты.

Жители западных территорий Хиджаза — это в первую очередь, торговцы, те самые люди, которые возили товары с юга на север. В основном, в Византию. Если говорить об образе жизни арабов в VI веке, то они жили, как все люди традиционного общества. То есть важен очень коллектив, власть коллектива, родовые отношения, кто кому приходится кровным родственником и, конечно же, это власть старших и, разумеется, власть мужчин.

Какая была религия у арабов

Если говорить об их религии, то это то, что называется политеизм — многобожие. Они поклонялись различным божествам и различным идолам, изображениям этих божеств. Самое известное святилище было в Мекке, в одном из торговых городов Хиджаза. Называлась оно Кааба. Считается, что там было порядка 350 разных идолов. Но поскольку, арабы активно торговали с Восточной Римской империей и Византией, бывали в Сирии, в Палестине, то они были хорошо знакомы и с христианством, и с иудаизмом, и основатель новой религии Мухаммад тоже, конечно, же был знаком с этими религиями.

Возможно, вы привыкли к форме Мухамед или Мухаммед, можно говорить и так, и так — это не является ошибкой. Европейцы в средние века называли его Магомед. Отсюда такое вот название мусульман, арабов, — магометане, то есть люди последователи пророка Магомета.

Пророк Мухаммад

Но теперь несколько слов об этом удивительном человеке. А родился он примерно в 570 году. Был бедный человек. Рано остался сиротой. Был погонщиком верблюдов, служил у разных богатых людей. Вообще понятно, что самые важные люди у арабов — это либо шейхи, то есть такие патриархи, как отец Авраам, руководитель вот таких вот групп родовых.

Либо — это богатые торговцы, которые, как раз, наживали свой капитал на этой вот транзитный, сквозной через Аравийский полуостров торговле. Вот Мухаммад торговал, ходил с такими караванами, но сам ничем не владел. Потом он поступил в услужение к одной богатой женщине — Хадидже. Через какое-то время она стала его женой, и он стал вести ее дела. И, соответственно, стал уважаемым состоятельным человеком.

Когда Мухаммаду было лет сорок, он стал часто выходить в пустынную местность, там постился и молился, размышлял и, как рассказывают мусульмане, ему явился ангел — божественный посланец, Джабраил по-арабски или Гавриил, как его обычно называют в христианской традиции. Он явился к Мухаммаду и сообщил ему откровение. Что такое откровение? Откровение — это вещь, которая еще есть в религиозной истории иудеев, а потом христиан. Это, когда Бог сам открывает себя людям, нечто о себе сообщает. И, как правило, выбирает пророка, то есть посредника между собой и людьми. Ну кто такой, собственно, пророк?

Кто такой пророк

Это не святой, не праведник — это просто орудие Бога. Вот он приходит к человеку или посылает ангела и говорит этому человеку: «Вот ты будешь исполнять мою волю, нести мое слово». Тут очень важно, что именно слово, не какой-нибудь написанный текст. Дело в том, что Мухаммад был абсолютно неграмотным человеком всю свою жизнь. Он не умел ни читать, ни писать. То есть в мусульманской традиции откровение выглядит так: Мухаммаду нечто Аллах, так называется единый Бог по-арабски, что-то сообщает. Мухаммад общается с архангелом Джабраилом и потом Мухаммад рассказывает услышанное людям, а некоторые из этих людей, близкие к нему, с какого-то момента его высказывания стали записывать.

Вот эти вот отдельные записи, они называются аяты — речения Мухаммада. Аяты объединены в суры — это будут главы. Из этих сур складывается книга — Коран — священная книга мусульман. То есть эта книга, которую Мухаммад не писал. Он ее надиктовывал, или потом, по памяти, что-то записали люди, которые его окружали. И мусульмане, последователи Мухаммада, воспринимают Коран, как прямую речь Бога, которая разумеется не подлежит критике.

Реакция людей на учение Мухаммада

Когда Мухаммад пошел к своим соотечественникам и стал им говорить, что вот Бог ему открылся, и стал призывать отказаться их от идолов, от своих заблуждений, с его точки зрения, и предаться единому Богу, а Ислам — это и есть предание себя, покорность, то это вызвало у многих раздражение, гнев и ненависть. Ну это легко представить себе.

Приходит какой-то человек, хорошо им в общем то знакомый, которого они наблюдали 40 лет, один из многих и, вдруг начинает говорить от имени Бога. Безусловно, это может вызывать и раздражение и отталкивание. Тем не менее, у него появляются последователи, но какое-то время их составляет меньшинство, их немного. Более того, их начинают гонять, преследовать, угрожать. И в какой-то момент, а именно через 12 лет после начала этой проповеди в 622 году н. э., происходит событие, от которого все мусульмане ведут летоисчисление.

Хиджера

В 622 году Мухаммад бежал из Мекки вместе со своими сторонниками в другой город, который назывался Ясриб. В Ясрибе его приняли хорошо, и вскоре он стал фактическим правителем города. И город этот переименовали в город пророка или просто город — Медина. Вот это событие, бегство из Мекки в Медину по арабски называется хиджера, ну собственно, это арабское слово, которое означает переезд. Вот это событие Хиджера — это тот момент, с которого ведется мусульманское летоисчисление.

Таким образом, Мухаммад стал руководителем сильной мединской общины. Через какое-то время он вернулся в Мекку, уже как предводитель войска. После некоторых колебаний Мекка ему тоже подчинилась и его приняли как пророка, как посланника Аллаха. Как только это произошло, он совершил так называемое очищение Каабы, вот этого самого святилища. Он изгнал оттуда идолов. Обратите внимание, он не разрушает святилище, он его меняет, переосмысляет.

Учение Мухаммада

Согласно учению Мухаммада, изначально вообще все люди были монотеисты, верили в единого Бога. Собственно, первый человек, который предал себя Аллаху, был Адам — родоначальник рода людского. Потом люди много раз заблуждались, забывали единого Бога, поклонялись идолам, ну в общем, ходили в темноте. Бог все время о себе напоминал. Посылал разных пророков — Моисея и Иисуса Христа. И вот, наконец, он послал последнего пророка, за которым других пророков не будет, который говорит последнее слово — это и есть Мухаммад.

То есть он напоминает людям о том, что они когда-то и так знали. С тех самых пор и до нашего времени Кааба главное святилище мусульманского мира. Что оно собой представляет? Это такой куб, Кааба и есть куб по-арабски, куб с пятиэтажный дом, вокруг него выстроена Мечеть, а внутри находится некоторый черный камень. Некоторые ученые говорят, что это метеорит, когда-то упавший с неба.

Вот согласно учению Мухаммада, этот камень был когда-то подарен Аллахом Адаму. И опять таки, согласно мусульманскому преданию, когда-то Авраам решил посетить своего сына Исмаила, обосновавшегося в Аравии. Пришел туда и основал там это самое святилище. Каждый мусульманин должен хоть раз в жизни посетить Каабу. Так было сказано Мухаммадам.

На самом деле, конечно же, это предписание полностью исполнить невозможно. Поэтому есть оговорка, что тот, кто может, у кого есть физические, материальные возможности. Естественно, сейчас мусульмане живут по всему миру и посетить Каабу могут немногие. Но в общем-то, община отправляет своего представителя и один человек исполняет этот долг за многих.

5 основных столпов Ислама

Вот это паломничество в Каабу называется у мусульман хадж — это одно из пяти предписаний для верующих. Есть всего навсего 5 столпов Ислама:

  • хадж;
  • ежедневная пятикратная молитва — намаз;
  • пост в месяц Рамадан — это, когда в течение месяца нельзя есть, пить в светлое время суток;
  • милостыня, то есть подаяние бедным;
  • столп, который самый важный — это признание единого Бога и пророка его Мухаммада.

Всего лишь пять столпов, 5 предписаний. Дело в том, что иудаизм, христианство требует от человека достаточно много вещей, которые трудно измерить, трудно сосчитать. Мусульманство — религия достаточно удобная в своем роде. Она не требует от человека сверхусилий. Собственно говоря, каждый человек, который исполняет пять этих основных требований, он является правоверным мусульманином, хорошим мусульманином и имеет все основания надеяться на вечную жизнь, то, что он попадет после смерти в рай. Причем заметьте, фактически абсолютно обязательны только 3 предписания: верить в единого Бога и Мухаммеда, как пророка, молиться и поститься. Потому что, если речь идёт о милостыне, то, естественно, бедный человек милостыню не дает. Это ему дают милостыню более зажиточные. Что касается хаджа, опять-таки, не каждый идет в паломничество в Аравию.

Распространение Ислама

Сформулировав вот эти вот основы вероучения, Мухаммад взял себе цель распространить их как можно шире. В конце концов по всему миру. За какие-нибудь 10 лет после Хиджры — переселения в Ясриб, Мухаммад объединил все арабские племена под своим знаменем, под зеленым знаменем пророка. Возникает мусульманское государство, которое, собственно, почти весь аравийский полуостров и охватывает.

Мухаммад умирает в 632 году всеми почитаемым пророком и главой достаточно сильного государства. Когда Мухаммад умирает, встает вопрос о власти. Власть передаётся в этом новом государстве отнюдь не по наследству. Но это власть духовная, это власть преемников пророка, так называемых халифов. И в халифы выбирают наиболее близких к Мухаммаду людей, по крайней мере, в первое время было так.

Последователи пророка Мухамеда

Что же делают первые халифы? В основном воюют. Дело в том, что Мухаммад заповедывал передать весть об Аллахе всем народам, живущим на земле. Рассказать, предложить им принять это новое вероучение или вернуться к истинной вере, которую и так знали их предки со времен Адама. При этом надо особенно оговорить, какое отношение к христианам и иудеям.

Изначально, вроде бы дружественное. Это, с точки зрения мусульман, люди — Книги, имеется в виду книга с большой буквы, Библия то есть. Это и так люди, которые знают единого Бога. Вообще-то, Мухаммад и его первые последователи думают, что договорятся с иудеями и христианами, что те примут нового пророка, потому что существенных противоречий между ними нет. Из этой наивной идеи не вышло никаких последствий, кроме военных конфликтов.

Что такое джихад

Христианские власти соседней Византийской империи не спешили признавать нового пророка. Пришлось воевать. Что значит пришлось? Есть в Исламе такое понятие джихад, часто его связывают именно с представлением о священной войне, вообще-то это не так. Джихад — это усердие во имя Аллаха. Например, есть джихад по борьбе с собственными пороками, недостатками. Все это называется джихадом. Вообще всякое активное делание во имя истинной веры.

Но одна из форм — это священная война. Если люди оскорбляют Аллаха или притесняют мусульман, с ними надо воевать, в том числе война становится средством распространения нового учения. То есть сначала Мухаммад и халифы, они приходили к людям других религий и предлагали им добровольно принять очевидную для них истину. После того, как эти люди сохраняли верность своим убеждениям и считали, что новая религия не есть истинная религия, начинались военные действия. При этом священная война, по крайней мере, изначально велась, в общем-то, достаточно по рыцарски по тем временам.

Грабежа, насилия, этого не было или почти не было. По крайней мере имелось ввиду, что это война за веру, и завоеванное население должно не истребляться, а быть просто подчинено воле Аллаха. Примут Ислам — прекрасно, если нет, хорошо, пускай платят особый налог христиане, иудеи и другие. И еще, в мусульманском государстве они не будут у власти никогда. Но в остальном пускай дескать живут, как и жили. Так рассуждали, по крайней мере, первые поколения мусульман.

Мусульмане почитают пророков еврейских, иудейских, почитают Иисуса Христа, арабский Иса, его имя, почитают его мать деву Марию, Мириам по-арабски. Характерный эпизод, когда очищали Каабу, после возвращения в Мекку, один из воинов хотел стереть со стены изображения Богоматери и Христа. Мухаммед бросился к стене и закрыл их лица своими ладонями, не позволил этого делать.

Войны мусульман против христиан

Тем не менее, первые поколения мусульман отчаянно воюют против христиан. Они захватывают восточные провинции Византийской империи. Вообще это одно из самых быстрых, просто феерических по быстроте и мощи завоевание в истории человечества. Арабские кочевники с невероятной скоростью распространились по Азии, сокрушили армии противника и, в общем-то, едва не заставили Византийскую империю уйти из Азии полностью.

В начале VII века арабы осаждают Константинополь, столицу этой империи. Вообще-то, когда они штурмовали город, они думали, что когда они его возьмут, история закончится. Будет конец времен. Было некоторое речение пророка Мухаммада о том, что когда столица великой империи окажется в руках верующих, все прекратится. И вот, желая прекращения истории, желая, чтобы настало окончательное царство Аллаха, эти люди, жертвуют своей жизнью и жизнью своих противников. Вот что такое религиозное сознание, религиозный энтузиазм или, если угодно, фанатизм.

Арабский Халифат

Государство, которое создали арабы в восточных провинциях Византии, Северной Африке, территориях, отвоеванных у Ирана, мы называем Арабский Халифат. Это было большое государство, которое стало своеобразным мостом между западом и востоком, между греко-римским средиземноморским миром и индо — персидским миром. Надо сказать, арабы здесь сыграли колоссальную, культурную роль. Эти люди не уничтожали чужого наследия. Довольно скоро они стали изучать ту культуру, которая осталась от греков, например. Греческую, эллинскую ученость и премудрость. Кстати, когда говорят арабы, это не значит, что арабы вытеснили как-то местное население. Скорее нет. Население Халифата было смешанное.

Но тут очень велика роль арабского языка. Арабский язык, язык Корана, язык пророка, стал таким универсальным языком для мусульман, как, например, латынь в средневековой Европе. Это язык религии, язык молитвы, язык книжников и ученых. Но, с другой стороны, арабы, распространив свой язык везде, где почитают Мухаммада, сыграли роль таких вот соединителей различных культур: и персидской, и греческой, и многих других. Мусульманская средневековая культура — это блестящая тонкая, очень интересная культура, которая соединила в себе элементы разных других культур, и изучать ее вы еще будете вовремя дальнейших уроков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий