В афинских школах и гимнасиях — процесс обучения и воспитания

Как происходил процесс взросления маленьких греков — об этом мы можем, к сожалению, только догадываться. Слишком мало источников. Хотя кое-что имеется. У нас есть живопись на вазах, есть бронзовая скульптура, значит, кое-что мы всё-таки знаем. Одно можно сказать наверняка, насколько безоблачным или не безоблачным было детство зависело от того, к какому социальному слою принадлежали родители. И одно мы можем заявить точно, если родители были богаты, значит до 7 лет жизнь ребенка была поистине безоблачной.

В афинских школах и гимнасиях

Воспитание мальчиков в Афинах

В 7 лет мальчиков передавали на попечение педагогов. Значение этого слова было совсем не таким, как сегодня. Педагог означало в переводе с греческого «сопровождающий ребенка». Это был раб, в обязанности которого входило водить мальчика в школу, нести за ним письменные принадлежности и обучать хорошим манерам. В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Часто это были иноземцы: Фракийцы или Азиаты.

В Афинах не было государственных школ, поэтому каждый гражданин обучал своего ребенка ну насколько позволяли возможности. Как правило нанимали частных учителей. И те учили детей считать, читать, писать. Кстати, читать учили по складам, например, произносили название букв гамма альфа — ГА, бета альфа — ба, и вот таким вот образом спустя некоторое время юный грек начинал читать.

Образование бедняков на этом и заканчивалось. А кто мог продолжать учение переходил к более глубоким знанием. Учитель заставлял ученика читать в школе стихи, взятые у лучших поэтов и учить на память стихотворение о людях, которые когда-либо совершили великие благородные поступки. Чтобы запечатлеть текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а ученики повторяли услышанное фразу за фразой. Ученики подходили к учителю один за другим или все вместе и отвечали ему урок до тех пор, пока не заучивали. А концу обучения некоторым удавалось выучить наизусть Иллиаду и Одиссею.

Роль музыки в воспитании

Большую роль в воспитании играла музыка. Дело в том, что в ней видели не только приятное времяпровождение, но и продолжение занятий. Продолжение занятий не только поэзией, но даже математикой.

С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась Палестра. Основной целью физической подготовки в первую очередь была подготовка к военной службе, ведь юноши должны были, в случае чего, защитить свою родину .

Воспитание девочек в Афинах

Совсем иначе выглядело воспитание девочек. До семи лет они находились под опекой матерей и нянек, а с семи лет обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожелания и возможности семьи, в которой они выросли. Ведь государство перекладывала обязательства обучения девушек на их семьи.

Афинские гимнасии

Взрослые афиняне, желавшие продолжать занятия гимнастикой и продолжить свое обучение, посещали один из трех афинских гимнасий. Гимнасию у греков была уготована совершенно особая роль. Из места для занятий гимнастикой он постепенно превратился в интеллектуальный центр, во что то, что можно было бы уподобить нашим университетам.

В частности, на основе крупных гимнасиев основали собственные школы такие мыслители, как Платон, Аристотель, Диоген и другие. Кстати, у последнего из названных мудрецов, Диогена, было свое особое мнение по поводу греческих школ и гимнасиев. Он говорил так: «Грамматики изучают бедствия Одиссеи и не ведают своих собственных. Музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом. Математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами. А ритеры учат правильно говорить и не учат правильно поступать».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий