В театре Диониса — путешествие в афинский театр

Давайте заглянем в афинский театр. Именно в Греции родился этот вид искусства. Театр существовал практически в любом греческом городе. Даже самом маленьком. Бывало так, что количество зрительных мест в театре было больше, чем число жителей этого города. Например, в греческом городе Эфесе театр вмещал 60 000 человек.

В театре Диониса

Афинский театр

Афинский театр был меньше, он вмещал тысяч 18-20. Этот театр располагался почти в самом центре города , непосредственно под Акрополем. Он был посвящен богу Дионису и назывался театром Диониса. Это совершенно не случайно. Дело в том, что театральное искусство в Греции зародилось именно из религиозных праздников в честь Диониса — Дионисий.

В ходе этих религиозных торжеств люди наряжались сатирами. Так назывались божества, похожие на козлов с рогами, бородой, хвостом и копытами, и исполняли песни, прославляющие Бога Диониса. Козёл по-гречески звучит как Траге, а песня — ода, отсюда слово трагедия или по-гречески это называлось трагодия переводится как песнь козлов. Действительно сатиры, а точнее люди, которые их изображали, распевали песни, которые впоследствии стали исполняться в греческих театрах.

Греческие сочинители пьес

Уже в V веке до н. э. в Греции появились профессиональные драматурги, то есть сочинители пьес для театра. Они писали пьесы, как трагического, так и комического содержания. Трагедия считалась высоким жанром. Было принято смотреть именно трагедии. Только трагические произведения, которые кончались, как правило не очень хорошо, писал отец греческого театра — отец трагедии Эсхил.

Комедия в Греции считалась низким жанром. Изо всех греческих комедий до нас дошли только произведения афинского драматурга Аристофана. Но пьесы Аристофана ставятся в театрах и до сегодняшнего дня. И даже для современного человека они смешны. Аристофан изображает людей в обычных ситуациях:

  • дома;
  • на рынке;
  • в гостях;
  • описывает, как они ссорятся, как они мирятся, как любят друг друга.

Поэтому такие пьесы оказываются и для наших дней тоже очень подходящими, актуальными. Например, в комедии Аристофана «Птицы» жители Афин и изображены в виде разных птиц. Вроде бы Аристофан и не смеется над конкретными политическими деятелем своего города, но, по сути, высмеивает их в образе удодов, галок или воробьев. А в его комедии «Лисистрата» содержится повествование о том, как женщины заставили мужчин прекратить войну.

Из чего состоял греческий театр

Само слово «театр» появилось в Греции. Греческий театр состоял из трех частей:

  • круглая площадка, на которой выступали актёры. Она располагалась в центральной части — называлась Орхестра. Потом, гораздо позже, уже не в Греции, а в других странах на эту площадку стали сажать музыкантов, отсюда появилось современное слово оркестр, но в греческом театре музыкантов на орхестре не было. Фактически там играли только актеры;
  • за спиной у актеров, позади орхестры располагалось небольшое здание, которое называлось Скене. В скене хранили костюмы, хранили маски, там могли переодеваться актеры, там же они отдыхали, если на данный момент им не нужно было исполнять роли. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад и слово скене стало знакомой нам всем с вами сценой;
  • зрительные места, на которых как раз и сидели люди, пришедшие в театр, назывались Театрон. То есть театр — это не место, где что-то показывают — это место, где как раз нужно на что-то смотреть.

Когда слово орхестра и слово скене поменяли свои значения, весь этот комплекс, все то, что связано с игрой актеров и зрителями, пришедшими посмотреть на эту игру, стали называть театром. Так это слово существует уже больше двух с половиной тысяч лет.

Актеры древнего театра

В греческом театре играли только мужчины. Женщины в театре играть не могли. Но как же взрослые мужчины могут играть роли женщин, детей, стариков, ведь никто же им не поверит. Для того, чтобы обозначить, какую роль они играли, греческие актеры носили маски. Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. Актер за время исполнения своей роли мог сменить десяток таких масок. Были добрые и злые, грустные и веселые, маски могли изображать старика или старушку, женщину или мужчину, ребенка, кого угодно актер мог играть, просто сменив маску.

Как проходили представления

В греческом театре появились и первые спецэффекты. Например, для того, чтобы изображать бога актеры надевали высокие сандалии. Они сразу оказались выше, чем все остальные люди, которые находились на сцене, и всем, и зрителям в первую очередь, становилось ясно, что это Бог. Такие высокие сандалии назывались Котурнами и в театре применялись после этого ещё очень и очень долго. Но вообще, несмотря на маски и спецэффекты греческий театр был реалистичным. Существовало так называемое правило трех единств:

  • единство времени;
  • места;
  • действия.

Поэтому действие в пьесе должно было проходить в то же самое время, что оно проходило бы и в жизни, иными словами, если герои пьесы должны были прожить восемь или десять часов своей жизни, то это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль столько же. Поэтому представления в греческом театре нередко шли по многу часов и заканчивались только с заходом солнца. Хорошо еще, что такие представления проходили не каждый день, а только во время праздников.

В театре играли не только актеры. Обязательным участником театральной постановки был хор, который объяснял зрителям смысл происходящего, спорил с актерами и выражал свое мнение, правы эти действующие лица или нет. Поэтому такое театральное представление было, как бы, состязательным. У актеров была своя партия, а у хора своя.

Греческий театр, как вы понимаете, был не только местом для развлечения. Он был политическим клубом. Там поднимались такие острые вопросы, которые даже не осмеливались выносить на рассмотрение народного собрания. Поэтому греки любили свой театр, но даже, если бы, им не нравились представления, все равно в театр ходить было положено. Это было, по сути, одной из обязанностей афинского гражданина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий