Реформы начала 1880-х годов — оценка реформ Александра 2

Мы говорили на других уроках о реформах, проводившихся в России в 60-е, 70-е годы 19 века. Были рассмотрены либеральные преобразования, связанные с именем императора Александра 2. Интеллигенция, просвещенные круги общества надеялись, что это только начало крупномасштабных изменений в российском обществе и государстве. Многие считали, что император должен завершить свой план реформ, даровав России конституцию.

Реформы начала 1880-х годов

Начало реформ

Однако в 1870-е годы по стране прошла целая серия террористических актов против высших государственных чиновников, в том числе, против императора Александра. Справиться с террористами оказалось непросто. Было решено продолжить реформы, однако придать им несколько иной характер. Реформы должны были стать более осторожными.

В самом начале 1880 года император создал верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником известного управленца Михаила Ториеловича Лорис-Меликова. Лорис-Меликов имел немалый опыт работы в горячих точках и на неспокойных участках политической жизни страны. Он был начальником Терской области в самом конце Кавказской войны, принимал активное участие в последней Русско-турецкой войне, боролся с чумой в Поволжье, а непосредственно перед назначением в Петербург был харьковским генерал-губернатором.

Политика Лорис-Меликова

Лорис-Меликов умудрялся справляться с народным недовольством мирными средствами. Как ему это удавалось, объяснить непросто. Но, на самом деле, это придало ему популярности и считалось, что комиссия, которую он будет возглавлять должна провести именно те преобразования, которых ждет российское общество.

Приближение такого человека, казалось, должно было повысить авторитет самого императора. Лорис-Меликов, казалось, был намерен отойти от жестких методов управления. Он неоднократно обращался к традиционным сторонам российского общества, к его традиционному консерватизму. За это политика Лорис-Меликова получила шутливое название «диктатура сердца». Несмотря на то, что автором этой метафоры стал известный консервативный журналист и критик Катков, эта фраза Лорис-Меликову понравилась. Он даже просил выбить ее на своем надгробие.

На практике же Лорис-Меликов оказался не так прост, как говорилось. Говорилось о проекте новых преобразований, о демократических свободах, чуть ли не о создании проекта новой конституции. Руководитель распорядительной комиссии встречался с представителями общественности, например, со студентами, с редакторами крупных газет. Говорил о том, что их мнение обязательно будет учитываться, но вместе с тем политические процессы продолжали идти, а смертные приговоры не только выносились, но и приводились в исполнение.

Известный народник Михайловский определил такую политику Лорис-Меликова, как политику лисьего хвоста и волчьей пасти. Он же сочинил злую эпиграмму «Мягко стелет — жестко спать. Лорис-Меликовым звать».

Конституция Лорис-Меликова

Вначале 1881 года Лорис-Меликов представил Александру II проект реформ, который получил впоследствии название Конституция Лорис-Меликова. На самом деле, до конституции тут еще, конечно, было очень далеко. Речь в проекте шла только о создании специальных комиссий, которые должны были рассматривать законопроект и по административным и финансовым вопросам. Сами эти законопроекты комиссиям должен был предлагать император, да и комиссии особого значения не имели, они должны были просто внести какие-то предложения по изменению проектов, проводимых в стране реформ.

Участвовать в этих комиссиях должны были чиновники и представители земств. Что касается чиновничества и так понятно, что они проводили бы государственную политику. Понятно, что если даже на губернском уровне присутствие крестьян практически не ощущалось, то уж в этих совещательных комиссиях крестьян, наверняка бы, практически не было. Если бы эти комиссии и были созданы, чего в реальности не произошло, там, безусловно, заседали бы одни дворяне, но и, может быть, пара богатых крестьян для приличия.

Но, даже такой проект, не слишком сильно меняющий механизм функционирования государственной власти в стране, это уже было слишком радикальным.

Когда Лорис-Меликов представил императору проект своих преобразований, император якобы воскликнул: «Да это же генеральные штаты». Имея ввиду парламенты Франции и Нидерландов. Тем не менее, Александр II планы Лорис-Меликова одобрил. Считается, что на 4 марта 1881 года было намечено рассмотрение проектов российского реформатора в государственном совете Российской империи. Но этого не произошло. 1 марта 1881 года император Александр II был убит.

Возможны ли были реформы Лорис-Меликова

Историки 19-го и 20-го века долго спорили о том, насколько радикальными, в принципе, могли бы быть проводимые Лорис-Меликовым реформы. Конечно, Конституцией называть это было рано. Подавляющее большинство специалистов высказываются в том плане, что даже, если бы эти совещательные органы и были созданы, все равно серьезных изменений бы ни произошло. Ведь даже внук Александра II, последний российский император, созвав государственную думу, не долго искал поводы для того, чтобы такую думу распустить.

А государственная дума, впервые созданная в 1906 году, все-таки, обладала правом принимать законы, а не просто высказывать свое мнение по каким-то политическим вопросам. Стали бы слушать эти комиссии, в конце концов или нет, вот одна из главных проблем, которая стоит перед исследователями.

В любом случае, сразу после смерти Александра II, проект реформ Лорис-Меликова был остановлен. Его отправили в почетную отставку, а все планы создания Конституции, в каком бы минимальном виде эта Конституция не существовала, моментально были преданы забвению.

Оценка либеральных реформ

Как же в целом можно оценить либеральные реформы, проводившиеся в Российской империи во времена правления Александра II? Мнения на этот счет, разумеется, имеются неоднозначные. Одни считают, что это были лучшие реформы в Российской истории. Не случайно, уже в это время Александр II получает почетное прозвище Освободитель.

Другие исследователи считают, что эти реформы носили половинчатый и незавершенный характер. Разумеется, есть и люди, которые считают, что реформы все равно не помогли бы России, что изменить ее государственное и общественное устройство, на самом деле, могла только социалистическая революция.

Отмена крепостного права

Наименьшие споры вызывает отмена в 1861 году крепостного права. Это был действительно смелый и решительный шаг, для проведения которого Александру II потребовалось немало мужества, нужно было преодолеть сопротивление очень многих людей в стране, начиная с мнения подавляющего большинства дворян. Свободу в ходе этой реформы получило 22,5 миллиона человек. Это почти треть тогдашнего населения Российской империи.

Эффект от проведенной реформы был огромным не только в России, но и за рубежом. Образ страны, в которой существует рабство, навсегда ушел в прошлое.

Что касается других реформ, то, безусловно, Россия в 60-е, 70-е годы приблизилась по своему общественному политическому устройству к западным странам. Были созданы, пусть даже и не в завершенном виде, независимые суды.

Судебная реформа

Судебная реформа заложила основы гражданского общества в стране, были впервые в истории России созданы всесословные органы местного самоуправления, изменился подход к комплектованию армии, повысился культурный и образовательный уровень населения.

Но вместе с тем реформы Александра II отличала определенная незавершенность. Безусловно, сразу провести радикальные преобразования в стране было крайне сложно. Для этого не хватало, во-первых, политического опыта. Ведь действительно, после реформ Александра I крупномасштабных изменений российского общества не производилось. То есть впервые за 50 лет император пошел на крупномасштабные изменения в России.

Во-вторых, незавершенность реформ объяснялась тем, что было слишком много людей, которые этим реформам противодействовали. Революционное, в частности, народническое движение в стране испугало власть. Безусловно, даровать свободу людям, которые в любой момент могут свергнуть императора, Александр II не хотел. Именно поэтому какие-то меры, направленные на изменение общественного строя страны, были впоследствии отменены.

Смягчились условия судебной реформы, были ограничены права земств и городских дум, в некоторой степени, назад пошли и в связи с вопросами образования в стране.

Закон о печати

Непоследовательность преобразования Александра 2 очень хорошо видна на примере его законов о печати. Изданные в 1865 году временные правила цензуры отменяли государственный надзор за центральными газетами и журналами, в значительной степени смягчали контроль над массовыми изданиями. Но практически тут же стали появляться статьи, вызвавшие государственные недовольства и цензура, по сути, вернулась вновь.

Критика реформ Александра 2

Многие критики реформ Александра 2 упрекали императора, наоборот, в чрезмерном радикализме. Они считали, что именно реформы, в первую очередь реформа образования, создали в стране слой самостоятельно мыслящих людей, выступающих с революционными требованиями. Но вот вопрос, было ли у России во второй половине 19-го века новый путь к прогрессу, кроме изменения системы образования, кроме изменений в системе армии, судебной системы страны и системы местного самоуправления.

В какой-то степени реформы Александра 2 тормозились самим обществом. Все прекрасно понимали, что крестьян надо было освобождать с землей, но сделать этого Александр II попросту не мог. Его просто смело бы дворянским возмущением. Так что где-то, может быть, общество оказалось более консервативным, чем даже люди, которые им управляли и, конечно, не хотели менять положение вещей.

Но даже при этом реформы Александра 2 сыграли огромную роль в истории нашей страны. Пусть неполные, незавершенные, но они заложили основы развития Российской империи, как минимум на последние 50 лет ее существования. Реформы изменили социальное устройство страны, дали толчок возможности экономического развития России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector