Общественное движение в годы правления Николая I — основные черты и специфика

Тема сегодняшнего урока — Общественное движение в годы правления Николая 1. В эпоху царствования Николая российское общественное движение фактически переживает период своего становления. Мы выделим несколько основных черт, характерных данной эпохе.

Общественное движение в годы правления Николая I

Проблемы общественного движения

После восстания декабристов общественное движение в России сталкивалось с весьма жесткой позицией центральных властей. Второе — в это время оформится консервативная идеология в общественном движении. Третье — одновременно с консервативной будут оформлены и социалистические и либеральные течения общественной мысли.

Кроме того, четвертое — наметился окончательный разрыв между реформаторской деятельностью властей и революционными настроениями в обществе. Наконец, пятое- нужно отметить, что для российского общественного движения характерно отсутствие возможностей что-либо предпринять на практике. Все их действия носили характер просвещения современников для будущих перемен.

Разработка идеологии

Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой министра народного просвещения графа Уварова. Именно ему принадлежит знаменитая формула православия, самодержавия и народности. Что он под ней понимал? Уваров говорил, что для России характерно специфическое православное понимание мира, в котором для человека гораздо более важен общий интерес, нежели его личный.

Самодержавие граф понимал, как единство царя и народа. Единство, без которого по его мысли в принципе российский человек существовать не может. Наконец, народность, наверное, самое сложное из этих трех понятий, подразумевала под собой единство всех российских сословий: мещан, дворян и прочих.

Теорию Уварова поддержали многие видные деятели того времени, в том числе историки Погодин и Устрялов, драматург Кукольник, писатель Греч и многие другие.

Две группы либерального движения

В отличие от консервативного направления, российское либеральное движение делилось на две основные группы: это западники и славянофилы. К числу западников принадлежали такие люди, как историки Соловьев и Грановский, писатели Тургенев и Анненков и многие другие. Они считали, что мировая история развития, она едина. Представляет собой единый процесс, и вырвать из этого процесса какой-либо народ или государство будет безумно вредным.

В связи с этим они говорили, что реформы Петра I, они направили Россию в то самое русло, по которому только и возможно было развиваться в данном мире и считали, что дальнейшее развитие нашей страны будет зависеть от того, насколько успешно мы сможем сосуществовать с державами западными.

Абсолютно другого мнения придерживались славянофилы. Они, напротив, считали, что развитие государства успешное зависит от того, насколько удастся народу сохранить свою самобытность и Петра I они не переваривали.

Они считали, что Петр I нарушил естественное течение российской истории. Он заставил Россию пойти по пути не только ненужных, но и вредных заимствований у Запада. Счастливое же будущее России они видели в том, чтобы восстанавливать исконно русские традиции. Они призывали очистить русский язык от западных слов.

А к числу виднейших славянофилов можно отнести таких людей, как братья Киреевские, братья Аксаковы, Кавелин, Самарин, Хомяков и другие.

Общие черты западников и славянофилов

Но яростные споры между западниками и славянофилами, и те и другие имели в своих теориях много общих черт. Во-первых, и западники и славянофилы считали, что крепостное право необходимо отменить. И те и другие говорили о том, что в России есть всесильные чиновничества и это зло. И те и другие говорили о необходимости отстаивания свобод и прав личности. Также они признавали необходимость коренных преобразований в России.

Оба направления считали, что реформы в России должны быть осуществлены властью. И те и другие верили в то, что реформы Российской империи должны быть мирными.

Отношение власти к обоим направлениям

Несмотря на то, что западники и славянофилы были по отношению к власти лояльны, власть к ним относилась более чем с подозрением. Наученное горьким опытом общения с декабристами, российское правительство всячески подавляло активности либералов и не давало им возможности в открытую выступать.

А ведь в то же время в России начинают вызревать и существенно более радикальные течения общественной мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий