Общественное движение в 80 — 90 годах 19 века — либералы

На этом уроке мы рассмотрим общественное движение в 80–90 гг. – либеральное. Вначале мы узнаем о кризисе русского революционного движения к 80-му году: об усилении мер против революционного терроризма и разгроме крупной организации «Народная воля». Раскроем причины того, что либералы отошли от прямого противостояния с властью, как следствие, в их среде широко распространилась теория «незаметного служения».

На самом деле, судьба русского либерализма в указанный период очень тесно связано с русским революционным движением. Как и почему — вот это предмет нашего сегодняшнего диалога.

Общественное движение в 80 - 90 годах 19 века

Русское революционное движение

Проблема здесь заключается в том, что русское революционное движение к 80-м годам, добилось своей главной цели. Был убит император российский Александр II. Вообще это была чуть ли не идея фикс.

Считалось, что если убить миропомазанника, то тогда дремучий русский народ, который, верит в богаизбранность царя, увидев то, что царя можно убить и царь это всего лишь человек, этот народ тогда воспрянет духом и решится на революционное преобразование Российского государства. Но ничего подобного не произошло. Русское революционное движение, добившись гибели императора, добилось того, что следующий император, Александр III, решает провести очень жёсткие контрреформы.

Контрреформы Александра III

Русские либералы такие, как Толстой, Кавелин, Соловьев — они призывали молодого царя, нового императора российского, помиловать террористов. Идея здесь, в данном случае, была следующей: ну негоже в конце 19 века государю ступать на престол с кровавой бойни, то есть со смерти людей. Пусть даже людей повинных в гибели его отца. Они говорили об аналогиях, ну если вспомнить начало 19 века, первую четверть 19 века, то конечно же мы вспоминаем о декабрьском восстании и о повешенных декабристах.

С которого, вот с этого акта, начал свое царствование Николай I. Как вы помните, Николаевская Россия, в общем то, была государством не самым благообразным и самое главное государством, которое, по сути, растратило весь свой потенциал к концу царствования этого императора. Александру III как бы говорили: «Государь, будьте благоразумны, помилуйте этих преступников и тем самым вы прекратите эту череду насилия,эту череду террора, столь не свойственную для русского общества».

Но Александр был непреклонен. Все повинные в смерти отца будут казнены. И они были казнены.

Арест всех участников заговора

Но мало того, жандармерия, полиция этими казнями не ограничилась. Дело в том, что один из активных участников террористического акта, направленного против Александра II, некоторый Саков, который был арестован полицией, дает свидетельские показания на всех участников заговора. Он практически сдает всю боевую группу народной воли. И эта организация оказывается практически полностью разгромленной.

Народовольцы попытались, как бы отманеврировать, но отманеврировать политически. Они обратились с открытым письмом к Александру III: «Мы, представители русского революционного движения отказываемся от террористических акций. Мы больше не будем преследовать ни русского государя, ни российских чиновников, но только в том случае, если государь подпишет конституцию. Он дарует стране гражданские свободы».

Государь ответил немножко по-другому. Осенью 1882 года, начальник питерского отделения охранки, господин Судейкин, сумел лично завербовать некоего господина Дигаева. Это был достаточно видный деятель организации «Народная Воля» и этот провокатор практически расшифровывает для охранки, для политической полиции России, всех видных представителей этой тайной подпольной организации.

Политические руководители заговора

И если раньше было разгромлено боевое крыло «Народной Воли», то теперь, перед судом, а все эти члены организации были арестованы, предстают уже политические руководители. И власть поступает с ними, что называется, беспощадно. Очень многие были казнены, либо сосланы на каторгу. Вот таков был ответ русскому революционному движению Александра III.

Но вы можете сказать — а причем же здесь русские либералы? Уж вряд ли российская интеллигенция, люди образованные, бегали бы с пистолетами или бомбами самодельными, пытаясь убить Российского императора. Пусть даже глубоко ими презираемого.

Конечно нет. Это было бы для них, просто низко, было бы не по-человечески, так бы русские либералы никогда бы не поступили.

Метания либералов

Но ситуация с организацией «Народная Воля» поставила русский либерализм в очень неудобное положение. Дело в том, что вот то самое заявление «Народной воли» о возможности прекращения вооруженной борьбы, взамен на дарование конституции, оно выбивало у либералов почву для их дальнейшей политической борьбы. Просить того же самого, чего просили народники, для либералов было просто неприемлемым.

Ведь они ни в коем случае не поддерживали тех методов, которые исповедовали русские революционеры. Нельзя никак себя было ассоциировать людям образованным, людям, выросшим на классических примерах либерального воспитания, позволить себе вот те действия, которые, совершали террористы. Как можно ради какой-то там высокой цели, оправдывать любые средства. Ни в коем случае! Только не русские либералы.

А как же тогда быть? Как быть в сложившейся ситуации? Начинается период поиска. Русское либеральное движение было в смятении. Тут конечно, большой вклад в то, чтобы каким-то образом гармонизировать интеллектуальное и душевное состояние российской интеллигенции, сыграла русская культура.

Это литература, это музыка, театр, это художественное творчество. Потому что, русские либералы черпали как бы свои мысли, идеи и свои чаяния в произведениях лучших российских авторов. Чехова, глядя на картины передвижников и так далее, так далее. То есть мы видим, что здесь российский либерализм оказался в таком подвешенном состоянии. И вот, в конечном итоге, где-то к концу 90-х годов ниша для российского либерального движения все-таки нашлась. Была сформулирована так называемая «Теория малых дел».

Новая идея либералов

Земские учителя, врачи, инженеры. Какие-то там путейцы, землемеры и прочие, прочие, прочие занимались своими повседневными обязанностями. Они, как бы, отрешились от политической борьбы. Больше нас не интересуют ни какие страсти, никакие там кардинальные изменения общества, в силу того, что как правило, на эти изменения решаются такие люди, которых в обыденной жизни считают, просто бандитами. Или какими-то там не вполне адекватными людьми. А значит, для образованного умного человека, это не путь. Наш путь — это гармоничное развитие общества.

Для того, чтобы Россия стала иной, нужно чтобы Россия стала иной. Нужно, чтобы русский народ был образован, нужно, чтобы русский народ увидел иное качество жизни. Нужно его научить, нужно его просветить, нужно его обогатить духовно. Ученая среда, русские живописцы, музыканты, скульпторы и архитекторы активно принимают эту позицию.

Тогда становится правилом хорошего тона, если человек, работая по основной специальности, образованный человек работает по основной специальности, помимо прочего, за собственные деньги, работает где-то на благотворительных началах.

То есть, если я врач и практикую где-то в такой солидной клинике или практикую частным образом, имею соответствующий доход, потому что, врачебное дело очень хорошо оплачивалось в России, было совершенно нормальным, если этот же человек работает где-нибудь в муниципальной больнице абсолютно бесплатно. Причем оказывает там медицинские услуги, на столь же высоком уровне, как это он делает за деньги. Это было правилом хорошего тона.

И так, русский либерализм находил путь для своего тихого государственного протеста.

Таким образом, мы с вами можем констатировать факт того, что русский либерализм в 80-е, 90-е годы, очень существенно сдает свои позиции. Если в Европе, на протяжении всего 18 века, в начале 19-го века либеральное движение было одним из самых радикальных, и оно тащило за собой целую череду таких ярких бурных революций. Оно меняло общество. Буржуазия, опираясь на либеральные идеи творила историю.

То в России, ничего подобного не происходит. Не происходит именно в силу того, что русский либерализм он, с одной стороны, был еще слишком незрел, а с другой стороны, он был слишком умным для подобных идей и подобных действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий