Соляной бунт 1648 года и Соборное уложение 1649 года

Два этих важных события произошли в самом начале царствования Алексея Михайловича. Он царствовал почти тридцать один год с 1645 по 1676 год. Вначале царствования, при юном 15-летнем государе наибольшее влияние получил его дядька, то есть воспитатель, боярин Борис Иванович Морозов. Он был крупным и знатным землевладельцем и, поскольку, воспитывал царевича, надзирал за ним, то он, фактически, остался ему вместо отца. И в дальнейшем, Морозов хотел полностью прибрать всю государственную власть к своим рукам, и важным средством для этого был царский брак.

Соляной бунт 1648 года и Соборное уложение 1649 года

Боярин Морозов

Однако, поначалу молодой царь Алексей Михайлович выбрал совсем не ту девушку, которую хотел боярин Морозов. Это было Евфимия Всеволожская, которая очень приглянулась государю. Она и в дальнейшем, уже в зрелые годы, отличалась изумительной красотой. И тогда
Морозов задумал помешать царскому браку. И вот уже Евфимию Всеволожскую взяли во дворец, ее наряжают к царскому венчанию, и тайные недоброжелатели очень туго затянули косу молодой девушки, и она упала в обморок.

Было вынесено решение о том, что царская невеста государевой радости непрочна, то есть она нездорова, и поэтому брак расстроился. Алексей Михайлович очень горевал. И следующие смотрины состоялись только через год. На этот раз боярин Морозов твердо взял дело выбора будущей царицы в свои руки. Он заранее устроил так, что государь обратил внимание на двух красивых девушек. Дочерей дворянина Ильи Милославского. Дело в том, что этот дворянин жил на дворе у боярина Морозова, то есть он был его клиентом. Алексей Михайлович сразу же полюбил одну из девушек, велел привести ее к себе в Грановитую палату, беседовал с ней и решил на ней жениться. Правда, для порядка был организован смотр невест, но результат его был заранее известен.

И так, Мария Ильинична Милославская стала первой женой царя Алексея Михайловича, и всего через 10 дней после свадьбы боярин Борис Иванович Морозов женился на родной сестре молодой царицы Анне, но, если между Алексеем Михайловичем и Марией Ильиничной было согласие и любовь, это был замечательный брак, он дал 13 детей, то между Борисом Морозовым и Анной Милославской не было любви и согласия. Морозов был более, чем в два раза старше. И злые языки поговаривали, что он очень ревновал свою молодую жену. Даже, будто бы сослал какого-то англичанина в ссылку за особое внимание к его молодой супруге.

Увеличение налогов на соль

Водили все новые и новые налоги, но собирать их было очень трудно. И тогда было принято решение увеличить косвенные налоги. Необходимо различать прямые и косвенные налоги. Прямые — это, когда с полученной суммы часть ее уплачивается в виде налога. Косвенный налог, видимо никто не платит, но на самом деле, его уплачивают. Он заложен в стоимость товара. Сейчас самыми значимыми, в настоящее время, косвенными налогами являются налоги на спиртное или на табачные изделия. В то время таким важным налогом стал косвенный налог на соль.

Сейчас бы мы очень удивились, узнав, что можно поправить финансовые дела государства, увеличив на 50 процентов налог на соль, потому что мы соль потребляем в очень ограниченном количестве, а в средневековье, когда не было холодильников, соль была главным консервантом, и каждая, даже простая семья, использовала много-много мешков соли для того, чтобы заготовить впрок рыбу, овощи и другие продукты. Поэтому была установлена государственная монополия на соль.

Производство соли было частным делом, но затем соль нужно было по установленной цене сдавать государству, а из казны ее продавали по уже более высокой цене, и вот эта разница, она в виде косвенного налога, поступала в казну.

Это привело к резкому подорожанию всех продуктов. Особенно пострадали те, кто жил с рынка, то есть горожане, живущие на посаде стрельцы, и, хотя, возмущение против соляного налога было очень велико, его вскоре отменили, тем не менее, дороговизна не исчезла, не исчезло вместе с тем и недовольство.

Солевой бунт

Не меньшее возмущение подданных вызывало то, как правил Морозов, он и его сторонники. Дело в том, что на все важные посты в государстве Морозов стремился поставить своих родственников. И один из таких его подручных, окольничий Плещеев, возглавлял земский приказ. Это приказ, который ведал Москвой. Очень важное учреждение.

Плещеев особенно прославился мздоимством. Он не только вымогал деньги, но иногда, даже, арестовывал невинных людей, бросал их в тюрьму и выпускал за взятки. Конечно, такой метод правления вызвал всеобщее возмущение. И наконец, в 1648 году жители Москвы решили пожаловаться на Морозова и его ставленников. Они использовали древнее право, которое даровал им обычай, подать коллективную челобитную самому государю. И вот, когда Алексей Михайлович возвращался с богомольного путешествия, его на окраинах Москвы встретила большая толпа народа, надеясь подать ему коллективную челобитную, а Морозов приказал стегать людей плетьми, и это вызвало стихийное возмущение.

Так и началось восстание в Москве 1648 года, которое еще иногда называют Солевым бунтом.

Царь и бояре затворились в Кремле. Вся столица оказалась в руках восставших. В восстании приняли участие горожане, стрельцы и, даже, некоторые городовые дворяне, которые в это время находились в столице. Восставшие потребовали выдать им на расправу ненавистных временщиков, и государь вынужден был отдать своего окольничего Плещеева на растерзание горожан. Его буквально разорвали на части на Красной площади. Такова была ненависть к Плещееву.

Когда страсти поулеглись, то Алексей Михайлович решился сам выйти на Красную площадь и умалил своих подданных пощадить своего ближайшего родственника боярина Морозова. Его сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, он, правда, через некоторое время сумел вернуться в Москву, но никогда больше решающего влияния на государственные дела не имел.

Соборное уложение

Прямым следствием Соляного бунта 1648 года стало принятие нового свода законов, которые мы называем Соборным уложением 1649 года. Оно называется соборным, потому что было принято земским собором, а уложением называли свод законов. Соборное уложение — это кодекс феодального права, и эти три слова будут для нас ключевыми в нашем рассказе. Сначала мы рассмотрим Соборное уложение, как кодекс, то есть, как свод законов, проследим историю его создания. Затем будем говорить о феодальной природе этого памятника права, и затем поговорим о нем, как о составной части юридической практики средневековой Руси.

Соборное уложение — это самый большой свод законов средневековой Руси. Треть этого тома составляет текст Соборного уложения. Если свод законов Ивана III занимает всего несколько машинописных страниц, то Соборное уложение включало уже 25 глав. Составлено Соборное уложение было на свитках, стелах, как их называли в средневековой Руси. Подлинник Соборного уложения составлял свиток длиною 308 метров. Соборное уложение было первым печатным сводом законов в истории нашей страны.

Это означает, что любой человек среднего достатка мог купить книгу Соборное уложение и самостоятельно изучать его. Ведь до этого исключительным правом знать точное содержание закона имели только приказные, а теперь любой челобитчик, придя в приказ мог сказать, нет в уложении царя Алексея Михайловича написано иначе. Это очень важно. Это препятствовало злоупотреблению. Комиссия, которая заседала во главе с боярином Никитой Ивановичем Одоевским, провела огромную работу по сбору всего предшествующего законодательства. Так и появилось Соборное уложение.

Подписание Соборного уложения

Боярин Никита Иванович Одоевский — это один из самых известных бояр 17 столетия. Он прожил долгую жизнь. Он родился еще при Борисе Годунове и умер уже в царствование Петра, то есть такой воплощенный образ знатного боярина 17 столетия. Его двор был в самом кремле. И вот, составленное таким образом Соборное уложение было представлено на рассмотрение царя, боярской думы, а затем для его утверждения был собран земский собор, один из самых представительных в истории России. И выборные дворяне, и выборные от городов поставили свои подписи
под этим документом.

Самый главный закон в Соборном уложении

Самое главное в соборном уложении 1649 года — это положение об окончательном юридическом закрепощении крестьян. Уже с 15 века мы наблюдаем ограничения права крестьянского перехода. Шаг за шагом государство стесняло волю крестьян, но в середине 17 века в этом долгом процессе наступил перелом. В чем же причины окончательного закрепощения крестьян? Вообще, надо заметить, что это общий процесс для многих стран восточной Европы. Не только в России, но и в Речи Посполитой, в Пруссии, Австрии и в других землях было крепостное право.

Одна из причин этого закрепощения крестьян на востоке Европы была в том, что в западной Европе бурно развивались города и для них нужно было очень много хлеба, и на востоке Европы, на плодородных землях, сложилось товарное производство хлеба. Для большего количества хлеба нужно было интенсивный крестьянский труд, их прикрепляют к земле и таким образом снабжают этим хлебом города.

Но в России крепостное право было особенно тяжелой формой и держалось дольше. И здесь уже важна еще одна причина. Дело в том, что в военном отношении России приходилось соответствовать всем последним достижениям. Нужно было выставлять сильную армию на поле боя. А теперь, когда на смену феодальным армиям приходят большие наемные армии, это все обходилось намного дороже, поэтому требовало больше денег. Но в мало плодородных землях России трудно было собрать большие государевы подати.

Вот почему приходилось для решения задач нового времени использовать старые рычаги, характерные для средневековья, это самодержавие и крепостное право.

Государственные крестьяне

Не все крестьяне стали крепостными по соборному уложению 1649 года. Формально свободными оставались государственные крестьяне. Мы называем их черносошными, потому что они жили на, так называемых, черных сохах. Соха — это окладная единица, а черное — это значит не освобожденный от налогов. И так, они были главными налогоплательщиками, свободными налогоплательщиками в стране. Жили они в основном на севере страны.

Но практически все крестьяне, которые принадлежали церкви, боярам и дворянам становились крепостными. Это значит, что по последним писцовым книгам крестьяне, которые в них зафиксированы, не могли уйти на новое место, а все их дети, все их потомство становились крепки к данному земельному владению и, следовательно, к данному землевладельцу.

Крепостное право в нашей стране было отменено только в 1861 году. Оно оказало огромное влияние на весь ход, дальнейший ход, истории нашей страны. Ведь всего ровно через сто лет после отмены крепостного права наша страна запустила в космос Юрия Гагарина. Очень распространено представление о том, что русский крестьянин изначально ленив. Это далеко не так. Свободный крестьянин инициативен и работящ. А вот века крепостничества превратили его в ленивого работника, потому что его тяжелый труд не приносил лично ему никакой пользы. Он вел только к увеличению государственных и частновладельческих повинностей.

Последствия закрепощения крестьян

Прямым следствием закрепощения крестьян было и усиление самодержавия. Землевладельцы нуждались в сильной царской власти для того, чтобы удержать в повиновении массу крепостных. В Соборном уложении впервые содержится детальная регламентация всех наказаний, которые следуют, если нарушается честь государева двора. Что это значит? Например, на государев двор нельзя было являться с оружием, или на государевом дворе нельзя было сквернословить. По христианским понятиям это вообще нельзя, но на государевом дворе это было отягчающим обстоятельством. Здесь впервые, в новом своде законов есть и норма, касающаяся, так называемого,слова и дела.

Этот институт, то есть система отношений, доносительства о важном государственном преступлении, существовала и ранее, но теперь она получила юридическое оформление. Как работала эта система? Любой человек, если он узнал о какой-нибудь государственной тайне, должен был закричать «слово и дело», то есть сообщить о том, что он знает государственное слово и государственное дело.

Его вели в учреждение, в приказ и там подвергали пытке. Может быть вы слышали такое выражение — «доносчику первый кнут». Вот это с тех времен. Сначала изветчик, как его называли, должен был подтвердить свой донос кожею, то есть его стегали кнутом, и только после того, как он стоял на своем, вызывали оговоренного, устраивали очную ставку, и таким образом выясняли справедливость извета.

Было очень страшно не донести, потому что, если человек не донес, он становился уже не свидетелем, а соучастником преступления. Слово и дело существовало в 17 и, даже, до середины 18 века и, конечно, отражало, с одной стороны, суровость самодержавной власти, а с другой стороны, ее внутреннюю слабость. Для того, чтобы проиллюстрировать это, забежим вперед и узнаем, однажды, в 19-м веке, императору Николаю I донесли, что какой-то крестьянин плюнул в кабаке на его бюст.

Конечно, в 17 веке это было бы предметом очень тщательного разбирательства. Этого бы крестьянина подняли на дыбу и задали бы два сакраментальных вопроса, кто сообщники и кто научил. Но Николай поступил иначе. Он велел передать этому крестьянину, что ему тоже на него наплевать. Так может поступить только очень сильный государь, ведь за спиной императора Николая I стояла уже огромная бюрократия, регулярная армия, а ничего этого еще не было в 17 столетии.

Отмена белых мест

Усиление крепостного права и самодержавия это два самых важных сюжета в Соборном уложении 1649 года. Но в этом обширном своде законов содержалось и множество других важных моментов. В особенности, это касается отмены белых мест. Белыми местами называли такие дворовые места в городах, которые оказывались освобожденными от налогов. Как это происходило? Кто-то из горожан, занимаясь, например, торговлей или каким-то ремеслом, давал на себя кабальную запись монастырю или боярину и становился не свободным человеком, а становился его холопом. Сейчас бы вряд ли кто-нибудь с удовольствием поменял таким образом свой социальный статус. Но в средневековье это мало кого останавливало, ведь речь шла не о дворянах, а о простонародье, и эти люди нуждались более в защите, чем в свободном статусе.

Так вот, кабальная зависимость от монастыря или от боярина позволяла такому горожанину перестать быть посадским человеком, то есть формально он жил в своем дворе, занимался, как раньше своими же промыслами, но больше не платил никаких податей вместе со своим городом. Представим себе, что в классе 30 учеников. Им дано задание решить 60 примеров. Но вот 10 учеников принесли справки о том, что они формально более не являются учениками данного класса и данной школы и, хотя, ходят на уроки, больше никаких заданий не выполняют. Это значит, что на треть у каждого оставшегося ученика увеличивался объем домашней работы, и это не только тяжело, но это и несправедливо.

Вот почему посадские люди требовали отменить белые места и вернуть беломесцев обратно в посад. И вот это требование горожан было удовлетворено. В Соборном уложении это было записано. И после издания Соборного уложения было проведено, так называемое, посадское строение, от слова устраивать, упорядочивать, в результате, которого беломесцы стали обратно горожанами, посадскими людьми.

Вот эта норма Соборного уложения была очень заметной вехой в истории складывания городского сословия в России, поскольку служила консолидацией посадских людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий