Развитие русской культуры в период золотоордынского ига

Вы прекрасно понимаете, что захват Руси татаро-монголами, установление татаро-монгольского ига и борьба русских земель против завоевателей не могли не найти своего отражения в произведениях культуры этого периода. Большое количество литературных произведений 13 — 14 века связана именно с татаро-монгольским игом и борьбой против него.

Культура Руси 13-14 веков

Произведения того времени

Почти сразу после 1237 года было создано такое произведение, как песнь об «Авдотье Рязаночке», «Сказание о погибели земли русской». В этих произведениях нашли свое отражение печаль и гнев русских после того, как их территории были захвачены Батыем. В свою очередь Куликовская битва 1380 года тоже нашла отражение в литературе. Самым известным произведением считается поэма «Задонщина», написанная почти сразу после битвы брянским боярином Софонием. В этой поэме, которая в очень значительной степени перекликается со «Словом о полку Игореве» рассказывается и о той роли, которую внесли московские князья в борьбу против орды и о героизме русских воинов на поле Куликовом.

Почти в то же самое время появилось «Сказание о Мамаевом побоище». Эта рукопись дошла до нас и мы можем посмотреть с вами именно тот текст, который писали и читали люди 14 начала 15 веков.

Былины

Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях прошлого. Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.

Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.

Русское летописание

После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.

В 13 — 14 веке создается «Новгородский летописный свод» и «Владимирский летописный свод».

Эти два важнейших источника наиболее подробно рассказывают нам о том, что происходило на Руси во времена нашествия татаро-монгол. Одним из центров летописания, которые появляются в эту эпоху, становится Москва. Здесь в 15 веке создается «Московский летописный свод», известный, как «Троицкая летопись». К огромному сожалению, эта летопись сгорела во время нашествия Наполеона. Текст был оставлен в Москве в 1812 году и погиб вместе с некоторыми другими произведениями древнерусской литературы.

Возникновение новых литературных жанров

В это время возникают новые литературные жанры. Создается большое количество произведений агиографической литературы. Так историки называют Жития Святых. В Житиях описывались жизнь и деяния людей, которые были канонизированы православной церковью.

Одним из наиболее популярных Житий, созданных в это время, было «Житие Александра Невского». Несмотря на то, что подобная литература существовала и раньше, именно в 14 и 15 веках она получает особое развитие. В 15 веке на Русь приезжает серб Пахомий Логофет, который стал автором около десятка, дошедших до нас, популярных Житий Святых.

Русское иконописание

Постепенно восстанавливается русское иконописание. Его новый этап связан с приехавшим на Русь во второй половине 14 века иконописцем Феофаном Греком. Его годы жизни условно определяются, как период между 1340 и 1410 годом. В 1378 году Феофан Грек приступил к росписи церкви Спаса на Ильине в Новгороде. Его кисти принадлежит несколько икон, дошедших до нас. Такие иконы, как «Спас-Вседержитель», «Преображение» и, пожалуй, одна из наиболее известных икон Феофана Грека — это икона «Донской Божией матери». Существует легенда, согласно которой эту икону преподнесли Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Она считается заступницей и покровительницей войска Дмитрия Донского на поле Куликовом.

Современные искусствоведы считают, правда, что она была создана не до, а после сражения. Впрочем, это не исключает версии, что до нее могла существовать другая икона с похожим сюжетом и таким же названием, которую и использовал Дмитрий Донской.

Андрей Рублев

Если Феофан Грек представлял все-таки византийское иконописание, то в 14 и 15 веках на Руси появляются собственные иконописцы, иконы которых сохранились до нас, и мы можем назвать имена их авторов.

Самым известным иконописцем этой эпохи, безусловно, считается Андрей Рублев. Самая известная икона Андрея Рублева — это «Троица», которая на протяжении нескольких десятков лет хранилась в Третьяковской галерее, а сейчас находится в близлежащей церкви в Лаврушинском переулке. Другие иконы Андрея Рублева до нас практически не сохранились. Известно, что он принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире, но там остались только фрагменты. Андрей Рублев расписывал также стены Спасо-Андроникова монастыря в Москве, который был основан при его жизни, но и там от кисти Андрея Рублева остались только элементы орнамента.

Считается, что Андрей Рублев умер в то время, когда работал над этими орнаментами и был похоронен в Москве в 1428 году во время морового поветрия, когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы.

Иконописец Дионисий

Иконописец, живший чуть позже Андрея Рублева, уже во второй половине 15 века, это знаменитый иконописец Дионисий. Самая известная его икона — это «Одигитрия Смоленская», но искусствоведом он ценен не только из-за этой иконы, но и из-за совершенно чудом сохранившегося комплекса фресок Ферапонтова монастыря. Если вы отправитесь в Вологодскую область, добраться до Ферапонтова монастыря будет очень непросто, но это сравнительно небольшой комплекс зданий, уступающий подавляющему большинству монастырей и, даже, в этом регионе славится своими росписями, которые не обновлялись с 15 века.

В церковной традиции принято раз в несколько десятков или сотен лет обновлять росписи монастырей. Для того, чтобы написать новые фрески старые фрески нужно счистить, снова наложить слой грунта и расписать стены по-новому. Ферапонтов монастырь был монастырем не слишком богатым. Большую часть своей истории у него денег не хватало даже на то, чтобы подновлять стены и башни, где уж там говорить о росписях, и поэтому росписи дошли до 20 века практически нетронутыми. Реставраторам пришлось только чуть-чуть их подправить. Сегодня мы можем видеть фрески кисти Дионисия почти в том же виде, в каком они были созданы в конце 15 века.

Каменное строительство

После небольшого перерыва на Руси возобновляется каменное строительство. Далеко не все монастыри, основанные в это время, дошли до нас. Но некоторые, в том числе наиболее известные, сохранились. В 14 веке Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь, который ныне называется Троице-Сергиева лавра. Главный собор этого монастыря находится практически в неизменном виде с 15 века. К западу от Москвы находится город звенигород, в котором, примерно в том же самое время, был возведен Саввино-Сторожевский монастырь, основные постройки которого также относятся к эпохе 15, самое позднее к началу 16 веков.

Ущерб от татаро-монгольского ига

Татаро-монгольского иго нанесло непоправимый ущерб русским городам. Историками подсчитано, что из 74 городов Руси около 40 не восстановились вообще, а некоторые из тех, что сохранились, были основаны на другом месте. Одним из таких городов, который был переоснован на другом месте, был подмосковный город Звенигород. От старого города остался один-единственный Успенский собор и небольшая цепочка крепостных валов, которые были возведены вокруг старого городища. Если вы сейчас отправитесь в Звенигород, то вы увидите это место, оно называется Городок, в центре которого стоит одинокий Успенский собор, построенный, как раз, в начале 15 века. Весь остальной город ныне находится на другом месте.

Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы, связанные с культурой русских земель в 13 — 14 веках. Вы прекрасно понимаете, что для настоящего возрождения культуры Руси необходимо было восстановить свою политическую и экономическую независимость. Это станет делом русских князей 15 и 16 веков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Школотрон

    Спасибо,очень помогли)

Добавить комментарий