Что такое монополия?

Монополия может обладать позитивными качествами, а монопополизм – это олицетворение негативного поведения хозяйствующего субъекта. Внеэкономический монопольный диктат цен (от демпинга до необоснованного завышения) направлен только на извлечение сверхприбылей.

Что такое монополия

В условиях жестокого экономического кризиса общество почти всегда объединяется, иначе не выжить. Но в таком случае часто возникают монстры, которые ущемляют всех других. Сегодня мы расскажем именно о таких монстрах, о том, что такое монополия.

Понятие «монополия»

«Моно» – один, «полео» – продаю. В переводе с греческого – продаю в одиночку, то есть никто кроме меня не может продавать конкретную продукцию. Монополия – это организация, статья «Российская империя в начале 20 века». К слову, в ней объединены предприниматели, которые производят и продают определенные товары. Этот союз предпринимателей «скидывает бабки в общую корзину», образуя солидный уставной капитал. Они организуют общее руководство всеми своими заводами и магазинами. Как результат — вместе выжить легче в любом кризисе.

Затем монополия становится самым мощным предприятием. Кстати, она закрепляет за собой исключительное право производить и продавать. Фактически оформляет «авторское право», за нарушение которого идут серьезные санкции. Как результат — остальные фирмы вынуждены искать другие виды продукции для бизнеса. Но им развиваться очень тяжело. У монополии самый большой оборот финансов и товаров. Кроме того, она устанавливает высокие цены, контролирует рынок страны. В результате мелкие фирмы конкуренции не выдерживают и «прогорают».

Виды монополии

  1. Закрытая – защищенная от конкуренции с помощью юридических норм. Такая монополия чаще всего бывает у государства. Например, на строительство железных дорог, на продажу алкоголя, в военной промышленности.
  2. Естественная – возникает в связи с необходимостью эффективного использования разных ресурсов.
  3. Открытая – когда одна фирма стала единственным производителем и поставщиком товара. Например, в северных регионах России фрукты и овощи продают жители Кавказа. Но других вариантов нет. Если видим на рынках русских продавцов, значит, они работают у кавказцев.

Итак, монополия является явлением в экономике, который возникает как закономерный уровень ее развития. В России время от времени возникали такие монополии, которые назывались картелями и синдикатами. Об этом мы расскажем уже в другой статье.

Добавить комментарий