На культуру и ее развитие всегда влияют государство, народность, многовековые традиции, а также культуры Востока и Запада. Давайте же узнаем, как развивалась культура в ХIV–ХVI веках.
Материальная культура
В сельском хозяйстве главное событие – это переход к трехполью. Возрождение ремесел, из новых видов появилось производство огнестрельного оружия. При Иване IV создан государственный Пушечный двор. В конце XVI в. Андрей Чохов отлил царь–пушку.
Развитие религиозных идей
Важнейшее явление этого времени – ереси: критика социального неравенства. Во второй половине ХVI –начале XV в. – «стригольники». При Иване III – «жидовствующие». В конце XV в. по примеру западной инквизиции даже сжигали на кострах. В середине XVI в. была ересь Феодосия Косого и Матвея Башкина. Федор Карцов – идеи организации государственной власти.
Грамотность и образование
С XIV в. дорогой пергамент начал заменяться бумагой. Распространение полуустава.
В начале 50–х гг. создана первая типография. В 1564 г. первая государственная типография под руководством Ивана Федорова выпустила первую книгу – «Апостол».
Литература
Фольклор. Помимо былин появляются новые произведения, например, «Сказание о граде Китеже».
Письменная литература XV в.
Летописи. XV в. – ряд крупных произведений: Общерусский летописный свод (Троицкая летопись), Хронограф Пахомия Лагофета (всемирная история, включая Русь).
Исторические повести о путешествиях и исторических событиях, особенно, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Из собственно художественных произведений о Куликовской битве: «Сказание о Мамаевом побоище» и поэма «Задонщина». Распространение жанра религиозной литературы – «житий»: о Дмитрии Донском и крупнейших церковных деятелях.
Особое развитие публицистики в XVI в.– полемика и «иосифлян» и нестяжателей» (их поддерживал приехавший из Италии писатель и философ Максим Грек).
Произведения, обосновывающие великую роль Московского государства и самодержавие: «Сказание о князьях владимирских» и доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим».
Середина XVI в. – публицистика Ивана Пересветова: обоснование самодержавия, основанного на справедливости и праве. Ермолай–Еразм: против угнетения крестьян. А.Курбский «История о великом князе Московском» – обличение Ивана IV.
Историческое „сочинение – «Степенная книга». Церковная литература: «Четьи–Минеи» (под руководством митрополита Макария собрание всей древнерусской литературы, стало основным кругом чтения русских людей). «Домострой» – сборник наставлений.
Архитектура
При Дмитрии Донском построены первые белокаменные стены Московского кремля. При Иване III возведены с помощью итальянских мастеров стены Кремля, сохранившиеся до сего дня – крупнейшая в мире крепость. Во второй половине XIV в. заложен главный московский собор – Успенский (достроил Аристотель Фиоравинти, соединение русских традиций с достижениями западного зодчества). Другие соборы Кремля – Благовещенский и Архангельский.
В конце XV в. – одно из первых каменных гражданских сооружений Кремля Грановитая палата (тронный зал царского дворца).
XVI в. – распространение «шатрового стиля». Особенно известна церковь в с. Коломенском. В центре Кремля – самое высокое сооружение Москвы колокольня Ивана Великого (достроена при Б.Годунове).
Середина XVI в. – Барма и Постник возводят храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного) – вершина русского зодчества в этом веке.
Фортификационное строительство: в 30–х гг. XVI в. – Китай–город, в конце XVI в. – Федор Конь построил Белый город и кремль в Смоленске.
Живопись
Конец XIV – начало XV вв. – наивысший подъем церковной живописи (особенно, настенные росписи). Феофан Грек, Андрей Рублев. «Троица» А.Рублева: гармония, мир, живые люди. Вторая половина XV – начало XVI – продолжателем традиций А.Рублева является Дионисий.
В результате вторая половина XVI века оказалась весьма неблагоприятной. Вот как развивалась культура в ХIV–ХVI веках.